Основы пропагандистской деятельности в Советском Союзе
Пропаганда – это деятельность по популяризации и внедрению идей в массовое сознание, осуществляемая устно или при помощи средств массовой информации.
Пропаганда активно использовалась советскими властями в целях продвижения своих идей в массы. Рассмотрим основы ее организации более подробно.
Большевикам еще до своего прихода к власти в 1917 году удалось заручиться поддержкой большей части армии и рабочего класса. Добиться этого им удалось за счет реализации превентивных мер – уже с начала ХХ века они активно занимались проведением широкомасштабной информационной деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1. Пропаганда большевиков перед революцией 1917 года. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В результате проведения регулярной пропагандистской работы «на местах» (на промышленных предприятиях и в армейских подразделениях) большевики были прекрасно осведомлены об отношении народных масс к существовавшему в тому время в стране порядку. Именно поэтому лозунги, с которыми они впоследствии пришли к власти и с которыми провели свои первые государственные преобразования, были не теоретическими и спонтанными, а тщательно продуманными и отражали реальные чаяния общества. Во многом именно за счет этого и был обеспечен их успех.
После своего прихода к власти, овладев «административным ресурсом», большевики приняли решение использовать его по максимуму. В целом информационная политика Советского государства в период может быть охарактеризована как пропагандистская, сравнительно односторонняя. Либеральные ценности, такие как свобода слова, печати и пр. были отменены. Вместо этого для продвижения новой идеологии стали применять традиционные средства и стиль коммуникации. Тем не менее, советская модель коммуникации имела свои специфические особенности. Рассмотрим их более подробно.
Особенности советской модели коммуникации
Советская модель коммуникации имеет свою специфику. Основными чертами коммуникационной деятельности в эпоху советского правления стали:
- вольное обращение с фактами;
- подгонка фактов под интересы власти;
- изоляция населения страны от «вражеской пропаганды»;
- «навешивание ярлыков» с целью формирования имиджа;
- вычурность речи;
- обилие лозунгов и пр.
На ранней стадии советского государства для того, чтобы человека уволили с работы, выдворили из страны или даже приговорили к расстрелу, достаточно было заподозрить его в аристократическом происхождении, объявить эксплуататором или буржуем. Часто практиковалось проведение кампаний, в рамках которых неугодных деятелей с целью расправы представляли вредителями и шпионами. Для последних годов существования Советского Союза было популярно обвинение в тунеядстве или хищении социалистической собственности.
Еще одной характерной особенностью советской пропаганды выступало частое употребление образных сравнений и «красивых слов». Власти активно продвигали советскую символику, такую как:
- красное знамя, символизирующее кровь борцов за светлое будущее;
- герб СССР;
- серп и молот.
Причиной выбора такой стилистики выступало стремление советской власти воздействовать на коллективное сознание и чувства населения, а не на разум отдельно мыслящих представителей общества.
Основы информационно-аналитической деятельности в Советском государстве
Руководство страны не могло не учесть уроков имперского периода. Именно поэтому вопросам сбора информации на местах власти уделяли не меньше внимания, нежели пропаганде официальной идеологии советской власти. Еже в период Гражданской войны в селах, городах и армии органы партийной власти систематически исследовали общественные настроения. Часто для этого применяли систему осведомительства, не гнушались также вскрытием и прочтением частных писем. С опорой на полученную информацию формировались политические сводки.
С целью продвижения новой системы ценностей государство формировало новые средства коммуникационного воздействия. Сначала это были известные в то время окна РОСТА, которые обеспечивали трансляцию информации при помощи следующих средств:
- ярких и выразительных плакатов с запоминающимися текстами и броскими изображениями;
- агитационных бригад и поездов, участники которых агитировали население при помощи театрализованных представлений;
- подписок на облигации государственного займа и т.п.
Отличительной особенностью советской пропаганды выступало использование плакатного жанра как средства агитации. И по сей день все узнают хрестоматийные примеры плакатов того времени, надписи с которых с годами превратились в крылатые выражения («Ты записался добровольцем?», «Родина-мать зовет!» и пр.).
Наибольшей эффективностью отличались такие каналы пропаганды, как средства массовой информации, в частности – агентство ТАСС, Совинформбюро и др.
Стоит отметить, что в Советском Союзе пропаганда велась на всех уровнях, начиная от высших органов государственной власти и заканчивая партийными ячейками отдельных подразделений в учреждениях и на предприятиях. В целях пропаганды были изданы так называемые «Справочники пропагандиста», ознакомившись с которыми практически любой человек мог распространять пропагандистскую информацию, выгодную властям.
Одновременно с этим советские власти демонстрировали народу, как гражданам своей страны, так и всему миру, свои передовые взгляды и заботу об обществе. Для того, чтобы укрепить взаимодействие между правящей партией и народом использовался институт народного правительства.
В целом справедливо говорить о достаточно высокопрофессиональном уровне идеологической работы, проводимой советской властью. До сих пор отдельные идеи советской пропаганды находят своих сторонников.
Крах советской пропаганды был обусловлен попыткой Советского Союза в период перестройки принять на вооружение практику западной системы ценностей, находящей свое отражение в плюрализме мнений, свободе слова и печати, многопартийности и т.п.