Пресс-релиз (press-release) — сообщение для прессы и других СМИ; часто такое сообщение несет в себе информацию относительно PR-организации ( ее позиции в некоторых вопросах), которая его выпустила для журналистов.
Данное сообщение зачастую распространяется на пресс-конференциях, брифингах или путем рассылки в редакции изданий. Пресс-релиз является главным PR-документом в самых разных организациях.
Основным стимулом для выхода пресс-релизов может стать любой информационный повод. Государственные органы используют эти короткие сообщения в виде «ответов на вопросы», которые возникают в общественности.
По словам Д. Доти, пресс-релиз является главным средством формирования паблисити, организации или фирмы. На практике под этим словом понимается любое информационное сообщение для средств массовой информации, обладающее паблицитностью. По мнению многих, сегодня это не только самый популярный жанр, но и возможно единственный в пиар-журналистике.
История появления пресс-релиза
Первый пресс-релиз был выпущен еще 30 октября 1906 года, который содержал себе информацию относительно трагедии на железной дороге в Пенсильвании. Автором сообщения стал Айви Ли. Происшествие отняло жизнь у пятидесяти человек. Айви повлиял на то, чтобы об этом страшном событии узнала общественность, в связи с чем на место аварии был доставлен целый вагон представителей прессы.
Популярное американское издание New York Times так впечатлило это короткое сообщение, что оно решило в дословном виде разместить его у себя на страницах газеты: «Заявление железной дороги».
Такой инновационный подход в журналистике предпринятый Айвом Ли позволил сохранить свое имя компании железных дорог. Общественность стала ценить Пенсильванские железные дороги за такую открытость и честность, которые были проявлены в трудный момент.
Показать себя в выигрышной позиции перед людьми захотели и владельцы шахт на одном из страйков, поэтому пригласили Айва Ли для сохранения своего имиджа. Второй пресс-релиз вызвал недовольство среди журналистов. Представители средств массовой информации назвали это сообщение рекламой, которая искажает реальные события. На все обвинения Айв ответил выпуском «Декларации Принципов», в которой разъяснил, что это не секретная пресс-служба. На самом деле, основной задачей, к которой стремиться его PR-организация — доставка новостей. В случае того, если «газетчикам» не нравится манера подачи информации о событии, Айв рекомендовал обратиться к другим источникам информации.
Декларация Приоритетов заявляла о точности своих материалов и готовности предъявить все факты по вопросу или теме, которые заинтересовали журналистов. Пресс-служба Айва Ли представляла бизнес интересы, социальные институты для снабжения прессы и общественности США быстрой и правдивой информацией, т.е. пресс-релизами, относительно разных предметов и событий. С тех пор прошло 90 лет структура пресс-релизов немного изменилась.
Структура пресс-релиза
Пресс-релиз состоит из двух основных частей — заголовка и лида. Именно по этим компонентам журналист может определить интересна ли новость его изданию или нет. В связи с этим заголовок должны быть ярким, стимулирующими прочитать информационный материал полностью. Лидом принято называть первый абзац материала, в котором изложена суть новости, названо время и место события почему оно произошло или произойдет, участники.
Пример пресс-релиза:
- «Биткойн: начало конца или затишье перед взлетом?» — заголовок.
- «Купить биткойн в брокерской компании NordFX можно сейчас меньше, чем за 100 долларов!» - лид.
Пресс-релизы бывают нескольких видов.
Пресс-релиз-анонс - это сообщение о предстоящем событии. Своевременная рассылка анонса является залогом присутствия прессы на событии, пресс-конференции. Часто в такой вид пресс-релиза включена информация предыстория, способствующая еще большему вниманию со стороны СМИ.
Ньюс-релиз - это новость о событии, которое уже состоялось с дополнительными комментариями заинтересованных лиц.
Информационный пресс-релиз сообщает о текущем процессе или событии. В нем дается отчет о всех изменения, предполагается возможный исход событий.
Особенности написания пресс-релиза
Перед написанием пресс-релиза важно разобраться и проанализировать является ли информация актуальной и интересной для представителей СМИ или аудитории конкретного издания. Темы, которые постоянно пользуются популярностью для представителей СМИ:
- благотворительная деятельность;
- спонсорская поддержка;
- праздничные мероприятия;
- рекламные мероприятия и акции;
- участие в выставках, конференциях семинарах;
- спонсорские и благотворительные акции;
- внутренние мероприятия компании (юбилей, торжественное открытие нового офиса, обучающие мероприятия для персонала);
- нанотехнологии;
- научные исследования связаны со здоровьем.
Кроме того, текст сообщения должен быть читабельным и понятным для каждого. Несколько освежить «сухую» информацию помогут интервью или комментарии непосредственно связаны с новостью. Написать хороший пресс-релиз поможет придерживание основных требований PR-тексту:
- небольшой размер (до двух печатных страниц);
- отсутствие информации рекламного характера и оценки событий, данных;
- включает только одну новость;
- соответствует требованиям изданий, которым был отправлен;
- написан согласно правилам оформления — дата, контакты, справка о компании;
- наличие фото-, видеоматериалов;
- избежание хвалебных фраз типа «лучший», «уникальный».
С развитием цифровых технологий и онлайн-сервисов пресс-релиз получил ещё одну задачу — привлечь внимание потенциальных пользователей. В связи с этим, кроме вышеперечисленных требований относительно информационного сообщения, необходимо оптимизировать текст под самые частые поисковые запросы.
Стоит обратить внимание на то, что пресс-релиз является своеобразным лицом пиар-организации, поэтому к созданию текстов этого жанра авторам надо подходить ответственно.