Сущность, цели и задачи PR в политической сфере
PR в политической сфере (или политический PR) – это целенаправленная деятельность по формированию общественного мнения, а также управлению информационными потоками и массовыми политическими коммуникациями.
Сегодня PR – явление весьма распространенное, причем во всех сферах деятельности, включая политику. Без него, без информационного воздействия, оказываемого на людей, и эффективного управления таким воздействием политики не существует, равно как не существует ее и без имиджмейкинга и политической рекламы.
В большинстве своем политический PR ориентирован на установление долговременных доверительных отношений между политическим субъектов и общественностью. Реализуясь в политической среде и будучи встроенным в реализацию политического руководства, он представляет собой неодномерную систему, связанную с реализацией общих процессуальных функций политики.
Политический PR характеризуется наличием субъекта и объекта воздействия. Под субъектом понимается активный политический участник, имеющий определенные идеи, цели и задачи. В качестве таких участников могут выступать человек, группа или организация. В роли объекта политического воздействия обычно выступает электорат, то есть целевая аудитория, на которую ориентированы политические акторы.
Основополагающей целью PR в политической сфере выступает формирование устойчивых каналов взаимодействия между акторами политических процессов, которые одновременно сочетают в себе как формальные, так и неформальные связи, а также понимают во внимание очевидную неопределенность и многовекторность протекающих процессов. Его отличительной особенностью выступает его ярко выраженная ориентация на лоббирование политических интересов и манипулирования политическими субъектами.
Основные задачи PR в политической сфере в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые задачи политического PR. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конце концов, PR в политической сфере основан на многостороннем политическом консультировании, связанном в основном с коммуникационными процессами и информационной сферой. В ряде случаев он может затрагивать более широкий круг вопросов.
Виды и разновидности политического PR
Политический PR – явление неоднозначное, в зависимости от целевого признака он условно делится на два вида:
- собственно политический PR;
- государственный PR.
Чисто политический PR ориентирован на информационную поддержку и продвижение идей политических партий, а также движения вне электорального процесса. Также его принято называть избирательным (электоральным) PR.
Государственный PR связан с реализацией публичных функций действующих институтов власти (судебной, исполнительной, законодательной).
На сегодняшний день система PR в политической сфере активно развивается и все больше и больше разветвляется. Появляются новые PR структуры и технологии, связанные с поддержанием и реализацией государственных проектов, лоббированием политических интересов, формированием политического имиджа и пр.
В зависимости от технологий воздействия PR в политической сфере делится на «черный», «серый», «белый», «красный» и «желтый».
«Черный» PR связан с созданием и донесением до избирателей «образа врага» в виде оппонентов. Обычно для этого используются незаконные технологии, благодаря которым при помощи лжи массовое сознание настраивают против неугодного политика.
«Серый» PR предполагает использование тонких намеков, соответствующих правде с одной стороны, и выявляющих наиболее важные и зачастую не имеющие отношения в политической деятельности моменты, способные оказать влияние на репутацию политика. Как правило, к ним относятся какие-либо факты из личной биографии, которые сам политик в силу определённых причин не стал бы афишировать.
Сущность «белого» PR сводится к использованию законных коммуникационных каналов, опирающихся на доверительные и прозрачные отношения между кандидатом и общественностью. Также его называют «чистым» PR. При его использовании обычно принимаются во внимание потребности избирателей и населения, которые могут быть узнаны при условии двусторонней коммуникации.
«Красный» PR является оппозиционным по отношению в текущей власти. Обычно он отличается определенной, «ностальгической» стилистикой. Часто он связан с воспроизведением политической и иной символики, а также выстраиванием ассоциативно-семантического пространства.
«Желтый» PR обычно использует скандальную славу, для обретения которой политики часто не гнушаются сомнительными историями, связями и поступками, которые активно освещаются в СМИ.
Инструментальная основа реализации PR в политической сфере
Политический PR обладает широкой инструментальной базой. Обычно в основе его осуществления лежат следующие инструменты:
- мониторинг внешней среды;
- социологические исследования;
- разработка стратегии проведения PR-кампаний;
- подготовка и производство наглядной агитации (листовки, плакаты, щитовая реклама, листовки и пр.);
- имидж-сопровождение политика;
- организация встреч с электоратом;
- пропаганда;
- организация и проведение специальных мероприятий;
- привлечение средств массовой информации;
- консалтинг (политический, финансовый, юридический);
- спичрайтинг и пр.
Помимо прочего политический PR неразрывно связан с антикризисным управлением, то есть управлением кризисными ситуациями, которые в политической сфере возникают достаточно часто. Одним из его инструментов выступает медиарилейшнз, основанный на целенаправленном построении отношений со средствами массовой информации.
Практика показывает, что в условиях современной российской действительности PR в политической сфере далеко не всегда использует честные способы продвижения. При этом опыт показывает, что достижение долгосрочного успеха возможно лишь при условии использования прозрачных способов рыночного позиционирования и комплексном подходе к проектированию инструментальной основы PR деятельности.