Сущность и виды PR технологий в политической сфере
PR технологии– это система действий информационно-технического характера, в основе которой лежит принцип реализации политических целей с опорой на более или менее уважительное отношение к гражданам, выступающим в роли потребителей информации.
Подобного рода PR технологии лежат в основе политического пиара, опосредованного установлением долговременных доверительных отношений между политическими субъектами и общественностью. В большинстве своем они предназначены для управления информационной средой и коммуникационными процессами.
В результате исторической эволюции PR технологий был выделен ряд самостоятельных направлений, у каждого из которых имеется собственное технологическое обеспечение. К числу наиболее распространенных PR технологий относятся:
- медиарилейшнз (выстраивание отношений со средствами массовой информации);
- имиджмейкерство (формирование благоприятного образа личности);
- поддержание отношений с инвесторами;
- общественная экспертиза;
- работа с кадрами и персоналом организации;
- организация и проведение презентационных мероприятий;
- обеспечение связей с общественностью (установление и поддержание взаимоотношений между конкретными организациями и населением, другими организациями, органами государственной власти);
- управление кризисными ситуациями, то есть антикризисное управление, осуществляемое преимущественно в экономической среде.
Несмотря на наличие различных направлений PR в политической сфере, технологии, с ними связанные, в значительно степени опираются на наличие у принимающих в этих акциях лояльности участие лояльности к озвучиваемым целям свое деятельности и минимизацию нечестных способов информирования. Кроме того, PR технологии имеют ярко выраженную ориентацию на тщательную информационную подготовку планируемых к реализации действий. Также они характеризуются уточнением и корректировкой действия и исключением акций, способных травмировать общественное сознание.
В сфере политики PR технологии поддаются определенной классификации. В ее основе лежит разделение PR в политической среде на четыре базовых разновидности в зависимости от технологии воздействия. В общем виде эти разновидности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Разновидности политического PR в зависимости от технологии воздействия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая из четырех разновидностей политического PR имеет свои особенности. Характеризуются они и определенным набором PR технологий, используемых для информационного воздействия на общественность и целевые группы. Рассмотрим их более подробно.
«Белый» и «черный» PR в политической сфере
«Белый» PR иначе также называют «чистым». Его сущность сводится к работе с законными коммуникационными каналами, в основе которых лежал доверительные и прозрачные отношения между политиками и общественностью.
«Белый» PR предполагает учет потребностей представителей общественности, выявляемых в процессе двусторонней коммуникации.
Технологии «белого» PR предполагают необходимость отказа от прямой фальсификации фактов. Обычно в их основе лежит наличие обратной связи между тем, кто производит и передает информацию, и теми, кто ее потребляет. Зачастую подобного рода PR технологии направлены на всестороннее разъяснение людям имеющих место быть проблем, а также на формирование доброжелательной и благоприятной общественной атмосферы. Благодаря этому обеспечивается реализация предварительно просчитанных действий со стороны информирующих.
Основными принципами «белого» PR выступают:
- опора на общественное мнение;
- уважительное отношение к общественности;
- открытость информации;
- достижение взаимной выгоды между теми, кто информирует, и тем, кто получает информацию.
«Черный» PR, в отличие от «белого», предназначен для создания и донесения до электората «образа врага» в лице оппонентов. Обычно для этого используются незаконные PR технологии по таким направлениям, как:
- негативные ожидания (от врагов не следует ждать ничего хорошего);
- недоверие (то, что исходит от оппонентов, неприемлемо);
- возложение вины и ассоциация со злом (все несчастья и беды неразрывно связаны с оппонентами).
В случае реализации «черного» PR массовое сознание общественности настраивается против неугодного политика. Для этого часто использует ложь, правдоподобная или совершенно невероятная, а также способы, характерные для агитационно-пропагандистской деятельности.
«Серый», «желтый» и «красный» PR в политической сфере
В основе «серого» PR лежит утечка информации из компетентных источников, используемая для того, чтобы «прощупать» мнения и настроения общественности, а также выяснить реакцию общественности на дальнейшие действия и скорректировать их согласно выявленной реакции. Его специфической особенностью выступает факт отсутствия у адресатов точных выходных данных. Поэтому в рамках таких утечек может быть произведено дезинформирование либо специальная провокация против кого-либо.
PR технологии, используемые в «сером» PR еще не «черные», но уже и не «белые». В их основе лежит искусство тонких намеков, с одной стороны абсолютно соответствующих правде, а с другой – выявляющих не самые важные и зачастую не имеющие отношения к политической деятельности, но влияющие на репутацию политика моменты. Помимо прочего в рамках «серого» PR часто используются факты из личной биографии выдающихся деятелей, которые те не хочет афишировать, но которые и правда способы навредить ему в глазах общества.
В основе «желтого» PR лежит достижение скандальной славы. Обычно для ее обретения политики не гнушаются сомнительными поступками, историями и связями, которые они сами либо кто-то за них освещают в СМИ.
Основой «красного» PR выступает оппозиционный к текущей власти PR. Часто он опирается на «ностальгическую» стилистику. В этом случае используемые PR технологии воспроизводят привычную музыку, политическую и иную символику, а также занимаются выстраиванием соответствующего ассоциативно-семантического пространства.