Общая характеристика форм рекламного маркетинга
Рекламный маркетинг – это один из видов маркетинга, занимающийся поиском эффективных путей продвижения продукции или услуг на основе изучения рынка и целевой аудитории.
Существуют несколько форм проведения рекламного маркетинга:
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- фокус-группа и др.
Опрос – это инструмент определения мнений и конкретных действий респондентов с помощью личного диалога в формате вопрос-ответ.
Различают две формы опросов: анкетирование и интервьюирование. Первый вариант является письменной формой опроса. В нем представлены закрытые (с вариантами ответов) и открытые вопросы (требующие написания мнений, предложений или отношения к исследуемому предмету или объекту). Вторая форма опроса – это личное общение с респондентом, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы на них.
Наблюдение – это метод сбора первичной информации о поведении людей в торговой точке в момент выбора товара и его покупки. Выделяют прямой и непрямой способы наблюдения. Первый предполагает непосредственное наблюдение за поведением покупателя, а второй – это процесс анализа результатов поведения потребителя.
Эксперимент позволяет смоделировать ситуацию на рынке. Он бывает лабораторный, когда объект помещается в искусственные условия, изменяются факторы и изучаются последствия их воздействия. Также эксперимент бывает полевой. В этом случае проконтролировать все факторы, влияющие на объект, невозможно.
Фокус-группа – это наблюдение за небольшой группой респондентов, действий которых руководит ведущий. Это дискуссия 8-12 человек по некоторым проблемам. Они должны высказывать не только свое мнение, но и активно участвовать в обсуждении. Целью фокус-группы и является генерация идей по совершенствованию товара или услуги или внедрению новинки на рынок.
Опрос и его виды
Одной из самых распространенных форм рекламного маркетинга считается опрос, как и в системе маркетинговых исследований.
Опрос – это метод получения информации посредством личной беседы интервьюера с респондентом.
По содержанию опросы классифицируют по двум критериям:
- уровень стандартизации (заданность и неопределенность вопросов и альтернативных вариантов ответов на них);
- степень открытости (раскрытие респондентам целей и задач исследования).
Отсюда различают 4 вида опросов:
- стандартизированные открытые опросы;
- нестандартизированные открытые опросы;
- стандартизированные закрытые опросы;
- нестандартизированные закрытые опросы.
Различают несколько методов проведения опросов:
- личная беседа или интервью (непосредственное общение интервьюера и респондента);
- телефонный опрос (разговор интервьюера и респондента по телефону);
- опрос по почте (анкеты высылаются на почтовый адрес респондента с вложенным конвертом для отправки готовой анкеты);
- онлайн опрос (опрос на сайте или в социальных сетях).
Самое главное преимущество опроса – это его эффективность при существенном недостатке в виде больших вложений.
Наблюдение и основные формы его проведения
Наблюдение – это метод получения информации с помощью целенаправленного восприятия и регистрации поведения потребителей.
Наблюдения классифицируются по:
- степени стандартизации: стандартизированные и нестандартизированные;
- условиям: в искусственных условиях и естественных условиях;
- инструментам: личное и с использованием технических средств;
- открытости: открытое и скрытое.
Скрытое и открытое наблюдение может проводиться в двух формах: прямое (непосредственное восприятие объектов) и косвенное (исследование результатов поведения объектов).
В качестве технических средств наблюдения за поведением потребителей могут использоваться следующие инструменты и оборудование:
- счетчики;
- сенсорные датчики;
- видеокамеры;
- сканеры штрих-кодов (на кассе);
- компьютерные программы;
- гальванометры (измеряют степень эмоционального возбуждения человека);
- тахистоскопы (измеряют скорость реакции человека на визуальные образы);
- глазные камеры (определяют концентрацию внимания человека посредством слежения за движением его глазного яблока).
Фокус-группа: понятие и процедура
Под фокус-группой понимается личное собеседование, которое проводится одновременно с малым количеством участников и направлено на рассмотрение определенной проблемы. Главное отличие его от опроса заключается в том, что фокус-группа – это не формат «вопрос-ответ», а групповая дискуссия.
Цели проведения фокус-группы:
- сбор идей о путях совершенствования продукции/услуги или разработки новых товаров;
- изучение разговорного словаря потребителей (для проведения рекламной кампании, разработки анкет);
- ознакомление с запросами потребителей;
- исследование эмоциональной и поведенческой реакции на определенную рекламу.
Процедура проведения фокус-группы состоит из нескольких этапов:
- определение целей и задач исследования;
- выявление профиля участника фокус-группы;
- выбор модератора (ведущего фокус-группы);
- формирование набора участников;
- подбор и оборудование места проведения фокус-группы;
- проведение дискуссии;
- оценка результатов.
Для получения более разносторонних взглядов и мнений в рамках одного исследования рекомендуют проводить обсуждения в нескольких группах по 4-12 человек с различными профилями.
Сущность и виды экспериментов
Эксперимент – это исследование, в ходе которого изменяют факторы, воздействующие на объект, и наблюдают за изменениями в его поведении.
План проведения эксперимента – это совокупность процедур по выявлению:
- единиц наблюдения и разделение их на подгруппы (потребители, торговые точки или территории);
- независимых переменных (уровень цен, дизайн упаковки или тематика рекламной кампании);
- зависимых переменных (объем продаж, прибыль, рыночная доля).
Различают три вида экспериментов: полевой, лабораторный и рыночный тест.
Под лабораторным экспериментом понимают исследование, в рамках которого исследователь создает искусственные условия для изучения объекта. В этом случае существует возможность контроля большого числа факторов.
Полевой эксперимент – это исследование в естественных условиях. Исследователь не может контролировать все факторы.
Рыночный тест или пробный маркетинг – это вид эксперимента, который проводится в ограниченном сегменте рынка для проверки результатов рекламных мероприятий.