Политический PR на сегодняшний день является важнейшим инструментом управления массами людей и формирования положительного мнения общества об отдельном политическом кандидате или конкретной партии.
Что собой представляет политический PR?
Прежде всего, политический PR – это комплексный процесс управления информацией, который направлен на достижение и реализацию определенной цели.
Многие полагают, что позиционирование себя с положительной стороны – это удел не только политических личностей, но и бизнесменов. Существуют ли отличия между политическим PR и бизнес-PR? Безусловно, да! Прежде всего, данное отличие прослеживается в процессе рассмотрения целей двух структур.
Первоочередной задачей в политическом PR является набор необходимого количества голосов избирателей на выборах. PR-кампания в данном случае совершается в кратчайшие сроки.
Для компаний же срок не является главным приоритетом, для них важность несет именно конечный результат. Для любой организации важно уверенное и стремительное укрепление своего положения в глазах потенциальных клиентов, инвесторов и потребителей. Можно подытожить, что при использовании одинаковых рекламных инструментов, цели бизнес-PR и политического PR совсем не совпадают. Реклама компаний направлена на долгосрочный результат.
PR-кампания является весьма сложным маркетинговым комплексом, занимаются ею только обученные и профессиональные специалисты. Любая кампания рекламная начинается с подготовительного этапа.
PR-кампания, как правило, состоит из:
- социологических исследований;
- разработки стратегии проведения определенной рекламной кампании;
- разработки креативного обеспечения кампании;
- внешнего мониторинга;
- издания специализированных статей в средствах массовой информации;
- подготовки наглядной агитационной программы;
- производства радио- и телевизионных роликов;
- создания информационных поводов;
- имидж сопровождения политического кандидата;
- работы с общественными и политическими и политическими организациями;
- юридического сопровождения.
История возникновения политического PR
Политический PR сформировался в 20 столетии на Западе. Джон Шнайдер, который был агентом по рекламе, опубликовал свой роман «Золотая дудка», где подробно изложил о всех психологических приемах влияния на людей, которые после были применены на политических выборах. В обеих политических партиях появились специалисты по рекламе.
Вследствие этого 1952 год во всем мире считается точкой отсчета возникновения политического PR.
Теперь кандидаты в президенты были неким товаром, который необходимо было продать как можно выгоднее. Кандидаты в данном случае выступали в роли рынка. В результате этого соперничество кандидатов превратилось в конкуренцию двух рекламных компаний. Побеждает в данном случае не сильнейший кандидат, а тот, чья политическая реклама сработала эффективнее. Рекламщики при этом применяли всевозможные политические приемы влияния на публику.
В качестве примера можно привести случай, когда один из баллотирующихся кандидатов хотел выступить и рассказать об атомном оружии, однако агенты отказали ему в этом, мотивировав это тем, что никто не станет слушать данную речь, поскольку никому это не интересно. Обычного горожанина больше волнует оплата своих счетов и другие бытовые проблемы, а не атомное оружие.
Можно подытожить, что принцип обращения к конкретному гражданину со среднем образованием и уровнем интеллекта, а также стремление решить именно его проблемы является ключевым принципом политического PR, который до сих пор работает во всех мировых странах.
Можно вспомнить хотя бы сюжеты из новостных программ: когда необходимо рассказать о положительных результатах конкретного правительственного действия (например, о результатах реформы), то выбирается какая-нибудь бабушка Тоня из сельской глубинки, которая повествует обо всех позитивных изменениях в своей жизни и как хорошо ей стало жить. Дескать, это все результаты проведенной политической реформы конкретного кандидата.
Основные мероприятия и приемы политического PR
Политический PR включает в себя ряд мероприятий, ключевыми из которых являются:
- разработка, организация и проведение предвыборных рекламных кампаний;
- проведение эффективных социологических исследований;
- разработка наиболее эффективных стратегий для проведения предвыборных агитационных кампаний;
- имидж сопровождение политического кандидата;
- разработка оригинального и креативного обеспечения рекламной политической кампании;
- грамотное юридическое сопровождение предвыборной кампании;
- осуществление внешнего мониторинга;
- применение региональных и федеральных средств массовой информации;
- разработка и издание специальных предложений и выпусков в СМИ, в том числе проведение агитаций на радио и по телевидению;
- реализация информационного противодействия PR-службам конкурирующих кандидатов и партий;
- разработка, подготовка и реализация наглядной агитации: активно применяются средства наружной рекламы (листовки, щитовая реклама, растяжки, плакаты, флаеры и прочее);
- проведение работ с политическими и общественными организациями;
- реализация специальных рекламных мероприятий;
- разработка и создание информационных поводов.
Политические PR-приемы – это комплекс мероприятий, который направлен на достижение поставленных целей и задач, при помощи которых рекламные специалисты реализуют коммуникативные цели по нейтрализации одной структуры и продвижения другой.
В своем распоряжении PR-специалисты имеют огромное количество приемов и средств, при помощи которых реализуется политическая PR-кампания.
К основным традиционным политическим PR-приемам можно отнести:
- разработка и формирование имиджа аутсайдера и победителя;
- разработка и создание ложной популярности;
- ведение долгих переговоров;
- осуществление ложной поддержки;
- создание искусственного столкновения двух конкурирующих партий при помощи подставных лиц и событий;
- в прессе создается образ безвыходной ситуации (применение так называемого приема «выбор без выбора»).
Благодаря PR-технологиям получатель информации может сформировать свое собственное видение и мнение о том или ином политическом кандидате или партии.
Одной из множества политических PR-технологий является спичрайтинг – написание специального текста для устного выступления руководителя компании или должностного лица.
Не менее широко используется и коммуникативная PR-технология, которая рассчитана на воздействие широких масс. Реже в политике применяются персональные PR-технологии.
Политическая реклама: ее сущность, цели и основные функции
Неотъемлемой частью для продвижения кандидата или любой партии является политическая реклама. Она выступает как средство борьбы за голоса потенциальных избирателей. Благодаря ей большинство политиков и партий завоевывают себе место у власти. По сравнению с конфессиональной и социальной, политическая реклама является некоммерческой.
Ключевой целью политической рекламы является изменение сознания и поведения различных групп общества и целевых аудиторий по отношению к объекту рекламной кампании.
Объект политической рекламы – это неосязаемый и осязаемый политический продукт. К осязаемому продукту можно отнести: политического деятеля, политическое объединение или организацию, политическое действие или проект. К неосязаемому продукту относятся: политические инициативы, программы, отношения, идеи, практики.
Политическая реклама разделяется на три основные группы: реклама политического деятеля; реклама организации политики; реклама проекта политики.
Реклама в условиях политического выбора выступает в качестве электората для того, чтобы привлечь его голоса для конкретной политической партии или кандидата.
Основными функциями политической рекламы являются: коммуникационная, информационная и идеологическая функция.
Коммуникационная функция устанавливает связь между обществом и носителем политической власти или идей (потенциальными претендентами на политическое управление).
Информационная функция заключается в том, что реклама предоставляет обществу информацию о политическом кандидате или партии, благодаря чему избиратель может ознакомиться с агитационной рекламной кампанией своего кандидата.
Идеологическая функция. Благодаря ей распространяется та или иная система взглядов на реальную действительность, в которой оцениваются и осознаются отношения в обществе с точки зрения конкретной социальной группы.
Основными заказчиками политической рекламы на сегодняшний день являются такие политические лица: кандидат, общественное объединение, политическая партия, избирательное объединение.
Как показывают различные социологические и психологические исследования, большинство избирателей голосуют не за политические идеи, а за конкретную личность. Поэтому в какой-то степени политическую рекламу можно назвать личностно ориентированной.
В чем отличие между политическим PR и политической рекламой?
Большинство людей полагают, что политический PR и политическая реклама – это одно и то же. Однако это глубокое заблуждение. Поэтому необходимо рассмотреть основные отличия между политической рекламой и PR.
Политический PR – это постоянный и непрерывный диалог с общественностью, который осуществляется специально подготовленными рекламными службами, а также имеет некоммерческие и коммерческие цели, он предполагает обратную связь с целевой аудиторией и может проводиться как эпизодически, так и систематически.
Политическая реклама, в свою очередь, направлена на достижение и реализацию конкретных целей и задач, она проводится через СМИ и имеет односторонний характер.
Можно подытожить, что политическая реклама и политический PR выполняют функцию, что напоминает манипулятора мнением общества. Немаловажную роль в рекламе играет сильная политическая личность (спортсмены, политики, звезды шоу-бизнеса), основной задачей которой является привлечение электората для голосования за конкретного кандидата или партию.
Политическая реклама и политический PR – это два явления, которые могут существовать параллельно друг с другом, эффективно взаимодополняющие друг друга в политической кампании.