Плакатная реклама в России и ее направления
Плакатная реклама – это один из видов наружной рекламы, предполагающий размещение рекламной информации на плакатах.
Плакаты используются в рекламе с тремя целями – ради привлечения внимания к объекту рекламирования, для поддержания интереса к нему либо для его рыночного продвижения. Отличает плакаты рекламного типа от обычных плакатов то, что они предназначены для решения четко определенных задач, а значит и требования к их разработке и созданию имеют свои особенности.
Как правило, один рекламный плакат посвящается какому-либо одному товару или явлению (либо их группе). При этом размеры и тиражность рекламного плаката могут быть различными.
В России история активного развития плакатной рекламы берет свое начало примерно в тот же временной период, что и в Западной Европе, то есть в последней четверти XIX века. Именно на этот период пришлось обширное распространение рекламных плакатов и их внедрение в облик и быт крупных городов. Эстетика рекламных плакатов прокладывала себе дорогу одновременно двумя способами:
- посредством осваивания красочного мира живописных вывесок;
- за счет обеспечения содержательности и информационной отточенности литографических афиш.
Сам массив плакатной рекламы в России XIX – начала ХХ века условно делился на три направления. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Ведущие направления плакатной рекламы в России XIX – начала ХХ вв.. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждое из направлений имело свои особенности. В сфере торгово-промышленного направления высокая плакатно-рекламная активность проявлялась со стороны производителей тканей, парфюмерных фабрик, изготовителей табачных изделий и напитков, кондитерских фабрик и пр. Однако выдающихся образцов в данной сфере плакатного творчества до конца века так и не было.
Характерной стилистикой плакатной рекламы торгово-промышленного направления выступало документальное изображение самих предметов.
Плакатная реклама, посвященная духовным ценностям
Существенным творческим стимулом в работе российских плакатистов стала Международная выставка художественных афиш, которая состоялась в Санкт-Петербурге в 1897 году. На ней было представлено свыше 700 произведений художников из 13 стран. Россией на ней было представлено всего лишь 28 работ преимущественно столичных мастеров. Благодаря этой выставке о художественно-эстетических возможностях рекламного плаката узнали не только узкие специалисты, но и широкая образованная аудитория. Многие художники с радостью откликнулись на зов времени. В результате кисть превратилась не просто в коммерческий инструмент, но также оказывала содействие социально-политическим и духовным запросам общества.
Основной тематикой плакатной рекламы социально-политического направления конца XIX века стали:
- театральные представления;
- книготорговля;
- выставки (художественные, сельскохозяйственные, промышленно-торговые).
Ряд исследователей считается, что в конце XIX века произошел переход от рекламных афиш к плакатной рекламе. Таким образом, речь идет о движении от небольших иллюстраций, сопровождающих обстоятельный вербальный текст, к самодовлеющему изображению, в котором вербальному сопровождению отводился подчиненный характер.
Началом новой эры в плакатном искусстве стало активное обращение к этому жанру художников, которые входили в объединение «Мир искусств». Именно благодаря им в плакатную рекламу были привнесены графика, причудливость линий, тонкие переходы цвета. Благодаря графическому изяществу плакатов художников «Мира искусства», они с легкостью могли быть использованы в роли обложек для художественных каталогов. Именно это и произошло, например, с известной всем афишей М. Врубеля.
В 1912 году в Санкт-Петербурге была открыта выставка под названием «Искусство в книге и в плакате». Одно только ее название уже подчеркивало тождественность книжных иллюстраций рекламным плакатам. Однако, как показала история дальнейшего развития плакатного дела в России, подобное утверждение оказалось неверным. В противоречие с базовыми «ударными» задачами плакатного жанра вошли общая стилевая последовательности рисунка, его заимствованная из книжно-журнальной графики подробность и тонкая детализация.
Как правило, плакаты воспринимались зрителями на некотором расстоянии и в большинстве случаев практически мгновенно. Именно поэтому потребность в детализации рисунков, использовании нюансированного цвета и длинных текстов отсутствовала. Понимание этого пришло к мастерам плакатной рекламы лишь в начале ХХ века.
Примерно в это же время свое развитие получил кинематограф (первый фильм российского производства был выпущен в 1908 году). Не заставила себя ждать и реклама. Так в рекламе появился новый жанр – киноплакат, специфика которого заключалась в изобразительной экспрессии. Основой киноплаката конечно же выступал кинокадр, имеющий наиболее выгодные позиции с точки зрения динамики визуального восприятия. Мастерство киноплаката открыло новые возможности для использования фотографии в целях рекламы.
Плакатная реклама социально-политического направления
Бурное развитие данного направления плакатной рекламы пришлось на годы Первой мировой войны и время последовавших за ней революционных переворотов. Однако прообраз его развития был заметен уже в конце XIX столетия. Именно тогда стали распространяться первые плакаты благотворительных обществ, собраний, а также различного рода мероприятий, проведение которых было посвящено филантропическим целям.
Поводом для издания плакатов патриотического содержания стала Русско-японская война 1904-1905 годов, однако их число было небольшим. Аналогичные плакаты с лозунгом «Все для фронта, все для победы» распространялись в период с 1914 по 1917 года. Тем не менее политическое направление плакатной рекламы не получило бурного развития в России XIX – начала ХХ веков.