Коммерческий PR – это PR, реализуемый в сфере бизнеса, т.е. осуществляемый коммерческими организациями.
Деятельность любой коммерческой организации оказывает определённое влияние на лиц, ее окружающих. К категории PR-общественности относятся различные группы стейкхолдеров, такие как потребители, поставщики, сотрудники, конкуренты, СМИ и пр. С каждой из этих групп организация вынуждена выстраивать свою систему работы и взаимодействия. Рассмотрим некоторые их особенности более подробно.
Взаимоотношения со СМИ
Средства массовой информации (сокращенно – СМИ) способны оказывать довольно сильное влияние на восприятие компании в глазах широкой общественности. Именно поэтому выстраиванию взаимовыгодных отношений с ними в системе бизнес-PR уделяется особое внимание. Данная практика получила название медиарилейшнз.
PR-специалисты посредством выстраивания эффективных взаимоотношений со СМИ формируют имидж и репутацию компании в глазах широкой общественности, повышают ее рыночную известность и прибыльность, а также вырабатывают специальную политику взаимодействия. В рамках этой политики с одной стороны определяются правила предоставления информации для СМИ, а с другой – выстраиваются правила и порядок сбора и анализа информации, уже выпущенной теми или иными СМИ для общественности.
Американские специалисты выдвигают следующие рекомендации по работе со СМИ:
- необходимо обеспечивать доступ журналистов к информационным событиям, а также давать возможность СМИ узнавать об особенных событиях, касающихся функционирования бизнеса;
- организация должна представлять собой надежный и доступный источник информации;
- компаниям следует обозначать национальные тенденции, оказывающие влияние на бизнес, и доносить эту информацию до прессы;
- контактировать с журналистами лучше лично или по телефону.
Так или иначе, базовыми аспектами обеспечения эффективности коммуникационного взаимодействия между бизнесом и СМИ выступает организация деятельности пресс-служб, проведение медиамероприятий, а также эффективное использование медиадокументов.
Взаимоотношения с сотрудниками
Особое место в системе работы с различными группами общественности в системе бизнес-PR занимает взаимодействие с сотрудниками самой компании, ведь именно они, олицетворяя собой корпоративный бренд, выступают одним из наиболее надежных источников получения информации о компании.
Для того, чтобы стать «посланниками бренда» сотрудники компании должны не только знать и понимать ценности компании, но и верить и разделять их. Достигается это, как правило, через определенные модели поведения и построение системы внутренних коммуникаций в компании. Эксперты считают, что корпоративные структуры, которые придают большое значение выстраиванию и укреплению внутренних PR-коммуникаций, при прочих равных условиях, получают более высокий уровень вовлеченности сотрудников и лучшую репутацию.
При взаимодействии с сотрудниками организации рекомендуется опираться на ряд принципов. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые принципы взаимодействия бизнеса с собственными сотрудниками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Считается, что четкое следование этим принципам способно привести к созданию и укреплению сильной корпоративной структуры.
Важным компонентом налаживания контактов с внутренней общественностью считается обеспечение взаимопонимания между руководством компании и ее рядовыми сотрудниками, а также выстраивание командного духа сотрудничества.
Взаимоотношения с бизнес-сообществом, поставщиками и потребителями
Отношения с бизнес-сообществом включают в себя все отношения, выстраиваемые между компании и субъектами, напрямую либо опосредованно связанными с экономической деятельностью организации. К числу последних, как правило, относятся партнеры, потребители, инвесторы, конкуренты, консультанты.
Традиционно основное внимание в бизнес-сообществе уделяется взаимоотношениям с потребителями. В конце концов, именно на удовлетворение их потребностей и ожиданий нацелен любой бизнес, без этого его успех в долгосрочной перспективе попросту невозможен. Основной целью работы с потребительскими аудиториями считается привлечение новых и удержание старых потребителей, то есть клиентов, приносящих компании выручку. Как правило, для этого используется PR-сопровождение.
Основной задачей любого бизнеса считается изыскание эффективных способов рыночного сегментирования на основе использования двух базовых критериев:
- различия реальных и потенциальных потребностей покупателей;
- различия в цене, которую они готовы заплатить за удовлетворение своих потребностей.
Мотивация покупателей определяется множеством факторов социального и коммерческого порядка. Первые включают в себя социальные, культурные, личностные и психологические факторы. Вторые определяются видом товара, его ценой, распространением и продвижением, то есть образуют коммуникации-микс.
Эффективные маркетинговые коммуникации призваны привлекать к себе внимание потребителей и удерживать его. Для этого они должны соответствовать потребностям и ценностям покупателей, а также учитывать факторы, влияющие на восприятие потребителями информации.
Также важны для бизнеса и отношения с поставщиками, поскольку именно от них зависит обеспеченность компании необходимыми ресурсами для ее функционирования. Во взаимоотношении с поставщиками рекомендуется подчеркивать преимущества работы именно с данной компаниям. Касательно предоставляемых ими продуктов и услуг следует давать честные заключения. Взаимодействовать с поставщиками рекомендуется не только лицами, непосредственно занимающимся вопросами продажи, но и тем, кто принимает решения. В том случае, если возникают какие-либо проблемы с оплатой счетов, рекомендуется незамедлительно сообщить об этом поставщику, при этом желательно разъяснить причины их возникновения и предполагаемые сроки решения.
В отношении с инвесторами особое внимание уделяется системному предоставлению инвесторами финансовой и иной информации о компании и ее ценных бумагах, обеспечению обратной связи, поддержанию информации на веб-ресурсах и работе с прессой. В данном случае важно сформировать позитивной образ компании в глаза инвестиционных партнеров.