Основы коммерческого PR в России XIX – начала ХХ вв.
PR или «паблик рилейшнз» - это искусство правильной подачи информации и одна из составных частей связей с общественностью.
В основе PR лежит управление коммуникациями организации с общественностью и внешней средой, выстроенное таким образом, чтобы наладить устойчивые связи, достигнуть доверия и взаимопонимания с целевыми аудиториями. Одной из важнейших задач при этом выступает преподнесение информации таким образом, чтобы один факт был более важен, чем другой. Основополагающей целью пиара традиционно считается продвижение и защита образа компании, личности или бренда.
PR может затрагивать различные сферы – политическую, коммерческую, социальную. Коммерческий PR реализуется непосредственно в среде бизнеса и предпринимательства. В России XIX – начала ХХ веков он имел свои особенности и формы реализации. Свое влияние на его развитие оказывал характер политического строя, степень государственного контроля и даже веяния западных стран.
Характерными особенностями коммерческого пиара в России того времени можно считать:
- частое использование визуальных графических образов в процессе коммуникационного воздействия;
- рост уровня профессиональной подготовки материалов;
- реклама как основной инструмент связей с общественностью;
- выход на рынок профессиональных игроков.
В целом справедливо говорить о том, что коммерческий пиар в России на протяжении XIX – начала ХХ веков развивался неравномерно, преимущественно за счет активизации рекламного воздействия на общественность. До современного состояния ему было еще далеко.
Профессиональные участники PR-рынка того периода были представлены в основном художниками, фотографами, печатниками. Потребность в пиаре испытывал коммерческий сектор, прежде всего промышленники и предприниматели. Нередко они обращались к такому инструменту, как меценатство – известные промышленники часто поддерживали культуру и искусство. Однако в большинстве случаев пиар сводился пропаганде посредством различных форм рекламы печатной и рукописной рекламы. Новшествами того периода стали: фотографии как способ привлечения внимания и выставки как способ демонстрации достижений.
В целом пиар был направлен не на формирование и поддержание имиджа, а на информирование, привлечение внимания и обеспечение запоминаемости того или иного объекта коммерческого сектора и/или его деятельности.
Так или иначе, потенциал коммерческого пиара был не исчерпан. Впереди его ждало удивительное будущее, полное открытий и новых свершений. Тем не менее, именно на рубеже XIX –ХХ веков в коммерческом пиаре в России были заложены те основы, на которых впоследствии развивались связи с общественностью в ХХ столетии.
Базовые направления коммерческого PR в России XIX – начала ХХ вв. и их характеристика
В России XIX – начала ХХ веков коммерческий пиар реализовался в нескольких формах, основные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Формы пиара в России XIX – начала ХХ веков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одной из наиболее распространенных форм реализации PR-коммуникаций в России XIX – начала ХХ веков выступало изготовление и распространение всевозможных афиш и вывесок, при этом с каждым годом они становились все более профессиональными, при этом встречались и лубочные приемы. Свою особую популярность вывески и афиши приобрели во второй половине XIX века.
Еще одной формой коммерческого PR выступали малые изобразительные формы рекламы, такие как этикетки, фантики и ярлыки. Они выступали в роли своеобразных товарных знаков и с легкостью привлекали к себе внимание публики. Как правило, этикетки и фантики были весьма красочно оформлены, обычно на них содержался какой-либо рисунок, сопровождавшийся надписью (названием продукта). Впоследствии к ним были добавлены художественные вкладыши (прообразы рекламных открыток).
К числу прочих инструментов малого жанра рекламы можно отнести:
- визитки;
- пригласительные билеты;
- проспекты;
- прейскуранты и пр.
Они также получили свое распространение в России XIX – начала ХХ веков, однако их отличала куда большая степень элегантности и главенство вербального текста (изобразительная часть редко была лидирующей).
Следующей формой отечественного коммерческого пиара выступала плакатная реклама. Получив свое стремительное развитие в последней четверти XIX века, ей быстро удалось внедриться в быт и облик города. В ее основе было заложено две составляющие – содержательность и информационная отточенность литографических афиш с одной стороны, и красочность живописи – с другой стороны.
В рамках плакатной рекламы выделялось три базовых направления. Первое было торгово-промышленным, второе – социально-политическим, а третье было посвящено духовным запросам общества (книгам, выставкам, зрелищам).
В качестве особой формы коммерческого PR выступала фотореклама. Наиболее активно ее, а также все, что было связано с фотографией продвигали специализированные фотожурналы. Первая фотореклама была напечатана в журнале в 1895 году, на фото была запечатлена золотая медаль фотографической студии «Паола». Позже к фоторекламе подключились газеты и киноплакаты. Развитие фоторекламы в России начала ХХ сдерживало отсутствие опыта цветопередачи. Раскрытие ее потенциала было еще впереди.
Наконец, своеобразной формой коммерческого пиара в России XIX – начала ХХ веков стали выставки. По большому счету они являлись синтетическим жанром рекламы той эпохи и объединяли в себе различные ее разновидности. Согласно статистическим данным в общей сложности на протяжении XIX столетия в России было проведено порядка 16 выставок общенационального масштаба. Изначально их называли «Всероссийские мануфактурные вывески». Их организацией, как правило, занималось само государство. Его целью выступала активизация творческой конкуренции между отечественными промышленниками. В рамках выставочного пространства на первое место выдвигались рекламные акции, предназначенные для демонстрации объектов в действии. В последующие годы их развитие продолжилось.