Особенности развития связей с общественностью в коммерческом секторе США в ХХ веке
Связи с общественностью - это построение общественных отношений посредством различных PR-технологий.
В ХХ столетии связи с общественностью бурно развивались. Одной из причин тому послужило новой обострение отношений между бизнесом и общественностью. В значительной степени обстановка накалялась за счет так называемых «разгребателей грязи», то есть журналистов, стремившихся обнаружить и обнародовать информацию о сомнительных сделках или какие-либо нелицеприятные факты и события из жизни крупных бизнесменов. Подобные инициативы впоследствии стали фундаментом развития журналистских расследований, которые и в современном мире способны попортить немало крови крупным предпринимателям.
Крупные корпорации, не сумев противодействовать подобному натиску, начали нанимать известных в профессиональных кругах специалистов по связям с прессой и общественностью. Основной целью таких инициатив выступала нормализация отношений с:
- средствами массовой информации;
- различными категориями общественности (прежде всего – реальными и потенциальными потребителями).
После окончания Великой депрессии, в 1930-е годы, многие успешные корпорации в попытках восстановить доверие, утраченное в годы затяжного кризиса, начали стремительно формировать службы и отделы общественных связей, а также привлекать для этого наемных PR-специалистов.
После окончания Втором мировой войны активно стал развиваться внутрикорпоративный пиар. Американскими исследователями было выделено четыре развития связей с общественностью. Первый этап 1940-х гг. был ознаменован эрой разоблачения работников. В этот период к ним приходило осознание того, что данная организация – лучшее место для работы. Второй этап, затронувший 1950-е годы, стал эрой информирования. Третий этап, проистекавший в 1960-е гг. стал эрой убеждения. Наконец четвертым этапом выступала эра открытых отношений, основанных на двусторонней симметрии.
В целом связи с общественностью в коммерческом секторе США ХХ столетия развивались весьма активно. Так, к последнему десятилетию ХХ века из 500 крупнейших компаний, входивших в рейтинг журнала «Fortune», в 439 существовали собственные PR-службы.
Особенности развития связей с общественностью в органах власти в США в ХХ веке
В период ХХ столетия связи с общественностью или PR в США стали превращаться в стратегическую функцию управленческой деятельности. Последствия этих тенденций представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты развития связей с общественностью в США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В результате структуры власти гораздо быстрее, нежели частный сектор, пришли к пониманию необходимости осознанного выстраивания взаимодействия с общественностью. После этого они активно стали вводить соответствующие штатные единицы специалистов и даже формировать целые службы по связям с общественностью и прессой. Так, в структуре Сельскохозяйственного департамента страны уже в начале ЧЧ века существовало собственное пресс-бюро.
В этот период в Соединенных штатах Америки произошел настоящий переворот в PR-среде, обусловленный переходов к формированию и реализации масштабных и комплексных стратегий, связанных с построение общественного мнения, созданием новых ценностных систем и воспитанием общества. Особое внимание уделялось такому инструменту, как построение имиджа и образа личности.
В государственной сфере связи с общественностью достигли своего взлета после окончания Второй мировой войны. Именно тогда, возникла проблема трудоустройства многочисленных демобилизованных из армии лиц, специалисты властных структур по части пропаганды увидели возможность ее решения – так во всех органах власти стали создаваться подразделения по PR, начиная от муниципального и вплоть до центрального управления.
Основным стремлением властных структур выступало создание позитивного образа партий и политических личностей, находившихся у власти. В то же время необходимо было представлять оппозицию в негативном образе или же вовсе умалчивать о ней. В 1980-е годы властные структуры столкнулись с кризисом отношений со средствами массовой информации. Уделяя прежде высокое внимание пропагандистской деятельности, они привыкли считать прессу простым каналом передачи информации. Это привело к тому, что многие периодические издания стали распространять негативные отзывы об органах власти. В результате PR-специалисты, работающие в органах власти, были вынуждены налаживать взаимоотношения с журналистами на уровне конструктивного взаимодействия.
Характерными особенностями развития общественных отношений властных структур стали:
- создание и функционирование многофункциональных PR-подразделений;
- четкая регламентация компетенций и деятельности PR-подразделений;
- отсутствие законов, прямо регулирующих деятельность в сфере связей с общественностью.
Так или иначе, власть активно использовала практику построения связей с общественностью и уделяла этому вопросу пристальное внимание.
Развитие связей с общественностью вооруженных сил США в ХХ веке
История показала, что впервые вооруженные силы стали устанавливать и развивать контакты с прессой и общественностью в эпоху Гражданской войны. Однако, как считают ученые, наиболее активное развитие эти процессы получили в период Первой и Второй мировых войн. Именно в это время информационная деятельность велась наиболее активно. Тогда же были реализованы виртуозные методы и приемы коммуникационного взаимодействия первой половины ХХ столетия.
Во время правления президента В. Вильсона в 1917 году был создан Комитет общественной информации. Он должен был заниматься мобилизацией общественного мнения в сторону поддержания правительства США, которое объявило войну Германии. Данный комитет занимался распространением печатной продукции, демонстрацией кинофильмов и привлечением для участия в различного рода мероприятиях волонтеров.
Таким образом, не только бизнес и власть, но даже военные организации США активно практиковали развитие общественных отношений.