История становления и развития PR в США
Родиной PR как вида профессиональной деятельности являются Соединенные Штаты Америки. Термин «PR» был введен третьим президентом США Томасом Джефферсоном в 1807 году.
В начале своего развития PR использовались исключительно в политике для привлечения внимания общественности. Основными инструментами политического PR являлись пропаганда, паблисити и агитация для оказания давления на аудиторию в выборе кандидата.
С появлением крупных компаний деятельность по связям с общественностью переместилось в коммерческую сферу. Специалисты PR службы предприятия создают и реализуют программы и кампании по PR в целях формирования конкурентах преимуществ и лоббирования интересов организации.
Первой бюро по связям с общественностью стало работать в Бостоне с начала 1900 года. Оно отвечало за установление благоприятных и взаимовыгодных отношений с печатными изданиями.
Американский журналист Айви Ли – основатель PR агентства в 1904 году. Главной задачей деятельности такого агентства А. Ли отмечал работу с прессой. После II Мировой войны в СЩША было открыто Общество PR (Public Relations Society of America), затем через десять лет в 1955 году образовалась и международная PR ассоциация (IPRA).
Таким образом, история развития американских PR выделяет 2 этапа:
- политизированный этап (XVII — конец XIX вв.): PR – основной инструмент политики и власти;
- постполитический этап (начало XX века — по настоящее время): PR применяется в социально-экономической сфере деятельности.
Начиная с 1960-х гг. связи с общественностью стали не только видом деятельности компаний, но и теоретической наукой. Становление рыночной экономики напрямую повлияло на развитие PR как одного из инструментов эффективного функционирования коммерческих предприятий.
Развитие PR в европейских странах
В европейских странах развитие PR шло под влиянием американской теории и практики. Но постепенно стали появляться и национальные школы PR.
Самыми значимыми европейскими PR школами считают немецкую и французскую школы.
Француз Люсьена Матра является основателем европейской теории PR. Представители французской школы критически относились к американской PR системе, согласно которой интересы общественности уходили на второй план. Они старались учитывать человеческий фактор, продвигать некорпоративные интересы, как американцы, а проповедовать формирование гармоничных отношений с обществом.
В Германии концепция связей с общественностью рассматривалась как инструмент взаимодействия политической, социальной и экономической сфер деятельности. Один из основателей немецкой PR школы А. Оэкл выделил основные задачи связей с общественностью, которые заключались в оказании помощи и поддержке субъектам PR деятельности получать актуальную информацию и формировать личное мнение происходящих событиях в обществе.
Европейские теоретики и практики выделяют четыре этапы развития PR.
- «Примитивная эра» - первое десятилетие после Второй мировой войны – период восстановления разрушенной экономики. Инструменты PR использовались не для повышения репутации компаний, а для ознакомления искалеченного общества с развитием промышленности и экономики. В это время предприятия активно сотрудничают с прессой.
- «Вторая эра» (1950-1970 гг.) – это период формирования философии организаций, которые уже начинают заботиться о повышении своего имиджа в глазах общественности. Отмечается активная работа предприятий со СМИ, и PR специалисты исследуют рынок, чтобы определить свою целевую аудиторию, которая может оказать влияние на функционирование фирмы.
- «Третья эра» (1970-1980 гг.) – период расширения рынков и бурный рост PR деятельности. Появление новых рынков сбыта продукции компании, в том числе и международных, способствовало развитию связей с общественностью. Круг заинтересованных лиц общества увеличился, и необходимо было строить с ними взаимоотношения, которыми были бы выгодны обоим субъектам.
- «Четвертая эра» (1990 гг. и до н. д.) – период формирования глобального рынка, развития интернационализации СМИ, появления новых технологий и методик работы. PR становится востребованной профессией на рынке.