Виды исследований в PR деятельности
Проведение исследований в рамках PR деятельности также важны, как и в других сферах. Они позволяют отслеживать процесс работы во время реализации кампании по PR. Благодаря исследованиям можно идентифицировать проблемы, определить их происхождение, симптомы и найти рациональные пути решений.
Основной целью исследований в PR деятельности является предоставление достаточной, актуальной и достоверной информации для проведения кампании по связям с общественностью.
Так как PR является коммуникативной деятельностью, различают следующие виды исследований:
- Изучение внутренних и внешних источников
- Исследование сообщений
- Исследование каналов
- Изучение аудитории
Исследование источников – это изучение субъектов в организации, которые является ответственными за создание и распространение PR информации. Как правило, это руководство компании, специалисты отделов маркетинга, стратегического планирования, а также пресс-секретарь организации. Внешними источниками выступают конкуренты, потребители, общественность. Исследование источников необходимо для того, чтобы выявить их компетентность и адаптивность к различным изменениям, готовность работать в кризисных ситуациях. Результатом такого изучения является выбор эффективных источников информации для компании.
Исследование сообщений – это изучение содержания и формы информационных материалов по PR. Сообщения анализируются на предмет из эффективного воздействия на аудиторию. Оценивается соответствие жанра, лексики культурно-образовательному уровню общественности, действенность выразительных средств, эффективность невербальных элементов сообщения, шрифт, цветовые решения и др.
Изучение каналов – это исследование тех средств доставки сведений до целевой аудитории. Осуществляется анализ средств наружной рекламы, СМИ и др., а также учитываются и средства неформальной коммуникации (слухи). Выбор того или иного канала передачи сообщений зависит от характера PR кампании и особенностей целевой аудитории.
Изучение целевых аудиторий – это исследование социальных субъектов, которые являются получателями PR сообщений. Непосредственно на изменение сознания, мнений и поведения этих групп и ориентирована кампания по связям с общественностью.
Основные методы и средства исследований в PR
В зависимости от целей исследования различают следующие методы и средства исследований в PR деятельности:
- кабинетные исследования (работа с вторичными источниками информации по проблеме исследования, например, проведение контент-анализа СМИ, работа со статистическими данными, изучение ранее проведенных исследований и др.);
- полевые исследования (сбор первичной информации с помощью проведения анкетных опросов, личных интервью, фокус-групп и др.).
В рамках кабинетных и полевых методов исследования собирается количественная и качественная информация по изучаемой теме. Именно последняя имеет высокую значимость для организации, так как позволяет выявить отношение целевой аудитории к компании и ее деятельности.
Источниками информации (средствами) при проведении кабинетных исследований выступают:
- публикации и сообщения в СМИ;
- специализированная литература;
- отчеты ранее проведенных исследований;
- интернет;
- различные справочники.
Кабинетные исследования - это менее затратные методы, чем полевые. Их основной целью является сбор и анализ большого количества информации по поставленной проблеме. Если этих сведений недостаточно, то компания приступает к сбору первичной информации с помощью полевых методов исследования.
Полевые исследования проводятся в непосредственном контакте с целевой аудиторией для изучения их отношений, мнений, интересов и мотивов поведения. Главным средством осуществления полевых исследований является опрос.
Основные виды опросов:
- личные интервью;
- анкетные опросы;
- телефонные опросы
- интернет опросы.
Отдельным средством проведение полевых исследований является фокус-группа. Это группа представителей целевой аудитории (10-12 человек), которые обсуждают конкретные темы по PR кампаниям, дискутируют на предмет политики компании, тестируют материалы по PR и др.