Основные формы ведения PR деятельности
Определенные сложности в работе многих предприятий связаны с недостатком информированности персонала, что приводит к отсутствию взаимопонимания.
Для этого необходимо должное внимание уделять созданию PR сообщений, которые обязаны быть доступными для всех, простыми в понимании и достоверными.
Основными стандартными формами PR общения между компанией и ее общественностью являются брифинг и пресс-конференция.
Пресс-конференция – это результативная форма воздействия между представителями СМИ и предприятием, именно им предоставляется информация от PR специалистов и руководства компании.
Проведение данного мероприятия требуется для уточнения спорных вопросов с другими участниками и принятие решения рассматриваемых проблем. В пресс-конференции принимают участие руководители или специалисты компании, владеющие определенными знаниями и навыками и осведомленные о существующей ситуации. Также могут приглашаться и средства массовой информации для освещения данного мероприятия.
При организации пресс-конференции необходимо учитывать следующее:
- время проведения пресс-конференций – середина рабочей недели;
- необходимость составления приглашений на данное мероприятие с указанием тематики;
- рассылка приглашений задолго до начала пресс-конференции;
- разработка детального плана сценария с изложением взглядов компании по каждому вопросу и ответов на них;
- возможна регистрация участников мероприятия и раздача материалов, разъясняющих предмет организованной пресс-конференции;
- организация неформальной части после завершения пресс-конференции (фуршет).
Аналогом пресс-конференции является брифинг. Отличается он только отсутствием презентационной части. Руководители мероприятия сразу начинают отвечать на заданные вопросы.
Брифинг осуществляется одним или двумя выступающим, которые предоставляют которые заявления перед частью с вопросами.
Цель такого мероприятия - передача необходимых сведений участникам, в которых указаны официальные данные от руководителей. Брифинг организуется для оперативного информирования журналистов по значимым проблемам.
Кроме этого организаторы могут сделать только сообщение без необходимости в разговоре с участниками. Отсюда и непродолжительность проведения брифинга по сравнению с пресс-конференцией.
Организационные формы деятельности PR-структур и служб
Многие коммерческие предприятия в своем составе имеют самостоятельные подразделения по связям с общественностью. Другие фирмы, не имея собственных служб, обращаются за услугами в специализированные агентства, некоторые используют и то, и другое. Во многих крупнейших корпорациях введены даже должности заместителей руководителей по PR.
В определенных случаях пиаром занимаются высшее руководство предприятия, менеджеры, которые формируют имидж компании. Создание самостоятельного подразделения по связям с общественностью в структуре возможно, если у компании есть средства и возможности для содержания отдела. Как показывает практика, только крупный бизнес может позволить себе сформировать PR службу. Малые и средние предприятия обращаются за помощью к внешним консультантам по вопросам разработки и реализации PR кампаний. Но незначительные вопросы в области пиара могут решать и маркетологи, и менеджеры по рекламе, которые часто совмещают функции PR специалиста.
Во многих крупных компаниях сейчас активно создаются такие функциональные подразделения, как департаменты по связям с общественностью, управления PR , центры PR, информационно-аналитические центры
На предприятиях среднего бизнеса вводятся должности заместителя руководителей по связям с общественностью, пресс-секретаря, который является ответственным за работу со средствами массовой информации.
Кроме этого в целях лоббирования корпоративных маркетинговых проектов в крупных организациях выделяют ответственного менеджера по связям с государственными организациями. Для предотвращения вредных слухов, профилактики конфликтов часто оформляют должность менеджера по персоналу или координатора по обучению. Появляются также такие должности, как менеджер по нерешенным проблемам, социолог, психолог, спичрайтер, продюсер, художник-дизайнер и др.
Итак, основными организационными формами деятельности PR отделов являются:
- функциональная форма, заключающая в разделении основных функций деятельности по связям с общественностью по соответствующим отделам: отдел по связям с СМИ, отдел по связям с государственными структурами, отдел по связям с потребителями, отдел аналитики и др.
- дивизионная форма, предусматривающая разделение ответственности между отделами по PR за работу с определенными категориями общественности. Если компания работает в других регионах или странах, то в головном офисе создается управление по связям с общественностью, которое координируют работу корпоративных PR отделов на местах.
Методы и формы работы PR-структур и служб
Различают политический и коммерческий PR.
Для органов государственной власти и правительства связи с общественностью помогают решать следующие задачи:
- предоставление информации для граждан о работе структур госвласти;
- привлечение граждан к активному участию в госпрограммах (выборы) и поддержке регулирующих программ (борьба с курением, безопасности на дорогах и др.);
- стимулирование поддержки политических деятелей и программ гражданами;
- Создание благоприятной репутации органов государственной власти.
В сфере бизнеса PR используется для установления связей со средствами массовой информации для информирования общественности.
Организационными формами отношений политических и коммерческих структур с прессой является пресс-служба, пресс-центр и различные их модификации.
Пресс-служба обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности организации и создает оптимальные условия для работы собственных журналистов. Они, как правило, самостоятельно подготавливают материалы для СМИ.
Пресс-центр организуется для проведения массовых мероприятий. Он создается на уровне министерства, крупной компании и на региональном уровне. Этот центр решает те же задачи, что и пресс-служба, хотя по масштабу деятельности значительно меньше.
Модифицированной формой является пресс-бюро, которое открывается в государственных учреждениях, общественных или коммерческих организациях. Оно подготавливает пресс-релизы и корреспонденцию для рассылки.