Этапы создания графических элементов фирменного стиля
Корпоративный или фирменный стиль – это совокупность образов, графических, текстовых, звуковых, цветных и других констант, которые придают единое визуальное представление о компании в глазах потребителей. Единый стиль позволяет покупателям определять необходимый товар среди конкурирующих.
Фирменный стиль состоит из нескольких элементов. Его графическими компонентами являются: товарный знак, логотип, изобразительный знак, фирменный блок и эмблема. Они позволяют сформировать в сознании потребителя легкоузнаваемый и неповторимый образ.
Для разработки каждой составляющих айдентики компании необходимо придерживаться определенной последовательности шагов. Успешный является тот фирменный стиль, который передает миссию, цели, ценности и философию компании. Это и основные принципы работы организации необходимо уместить в основных элементах фирменной символики.
Выделяют следующие этапы формирования корпоративного стиля:
Рисунок 1. Этапы создания графических элементов фирменного стиля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Непосредственное дизайнерское проектирование графических решений осуществляется на третьей стадии данной процедуры. Но прежде всего, необходимо провести масштабные маркетинговые исследования, понять специфику работы компании, ее историю и перспективы развития. Также следует изучить характеристики продукции, выявить предпочтения целевой аудитории и оценить действия конкурентов. Это поможет сформулировать основную идею, которая станет ключевой в создании образно-ассоциативного ряда: «фирменный стиль – образ – ассоциации».
Когда разработана общая идея и концепция фирменного стиля, можно приступить к определению основных цветов, шрифтов и объектов для подготовки эскизов. На практике специалисты – дизайнеры выбирают максимум три цвета, шрифты четкие как в мелком, так и крупном масштабе. Для каждого проекта обычно разрабатываются индивидуальные графические объекты.
Завершающим этапом создания графических элементов фирменного стиля является правовая защита. Это необходимое условие для избегания повторений образа, названия и изображения товарного знака.
Особенности разработки логотипа и товарного знака
Разработка товарного знака и логотипа является довольно сложной процедурой. Она включает в себя следующие этапы:
- формулировка задачи для разработчика (дизайнера);
- определение основных элементов товарного знака;
- предоставление вариантов эскизов;
- выбор лучшего эскиза;
- проверка в базе данных Роспатента на наличие уже зарегистрированных однотипных товарных знаков.
Удачным будет тот бренд, который будет выделяться среди конкурентов. А товарный знак – это «лицо» бренда.
Поэтому от разработчиков, художников, дизайнеров, маркетологов требуется высокий уровень профессионализма. Важным моментом является найти идею, четко ее сформулировать и отразить на бумаге, чтобы получить в результате нужный логотип. Точное попадание разработанной идеи товарного знака в целевую аудиторию влияет на успех компании на рынке.
Различают несколько разновидностей товарных знаков (ТЗ):
Рисунок 2. Виды товарных знаков (ТЗ). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Словесный товарный знак создается на основе букв, слов или фраз. Графический ТЗ – это логотип, то есть небольшой рисунок. Комбинированный товарный знак сочетает в себе словесные и графические элементы. К прочим относятся способы создания товарного знака с определенными индивидуальными (эксклюзивными) компонентами (упаковка, световое оформление, ароматы или мелодия со словами или без).
Товарный знак является интеллектуальной собственностью, а также регулируется в России федеральным законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Поэтому для регистрации ТЗ необходимо соблюдать ряд условий. Что касается непосредственно графической составляющей товарного знака, то требования к ее представлению простые и выполнимые. Никаких ограничений по графическому изображению и насыщенности различными элементами товарный знак не имеет. Это уже вопрос работы бренда на имидж компании. Разработчики товарных знаков обязаны знать основные требования относительно названия, размера, содержания и дизайна.
Логотип нередко называют графическим начертанием, которое регистрируется как товарный знак. Это не совсем верно, поскольку не каждое графическое изображение становится ТЗ. Но в любом случае логотип должен быть оригинальным, простым, читаемым и соответствовать основной идеи компании. Он обязан быть узнаваемым среди других и способствовать повышению имиджа предприятия.
Специфика оформления изобразительного знака, эмблемы и фирменного блока
Еще одним графическим элементом фирменного стиля является изобразительный знак. Он часто используется вместе с логотипом. В любом случае логотип – это первичный компонент фирменной символики, а знак считается вторичным. Но некоторые компании применяют его и отдельно.
Как и логотип, изобразительный знак должен легко читаться и способствовать идентификации предприятия. Единственный момент, расшифровку букв знака необходимо знать заранее. Изобразительный знак – это некая стилизованная аббревиатура организации (HP, DHL и др.). Помимо сочетаний букв знаки могут изображаться и в виде символов, геометрических фигур или картинок (животные, люди, предметы).
Изобразительные знаки не приравнивают к товарным знакам и логотипам. В отличие от ТЗ их не регистрируют, но они отлично распознаются потребителями.
Эмблема – это условно-графическое изображение объекта или идеи, в котором заложен определенный смысл.
В отличие от логотипа, использование эмблем осуществляется не с коммерческой целью. Они применяются для идентификации различных организаций сферы образования, спорта и структур министерства обороны.
Эмблема может состоять из разнообразных графических компонентов с добавлением сложных деталей. Но жестких требований к ее оформлению не предъявляется.
При необходимости эмблема может стать изобразительным знаком или логотипом. Как и последний элемент фирменного стиля может превратиться в эмблему, не потеряв своего основного назначения.
Фирменный блок – это сочетание и оригинальное расположение (вертикальное, горизонтальное и др.) логотипа и знака.
В фирменном блоке также могут быть следующие компоненты:
- полное официальное название компании;
- почтовые и банковские реквизиты;
- рекламный символ;
- ассортимент товаров и услуг;
- различные графические декоративные элементы;
- отдельные фразы или выражения.
К фирменному блоку предъявляются аналогичные требования, что и к фирменному знаку. Он должен быть оригинальным, эстетичным, понятным, заметным, легкочитаемым и запоминаемым.
В состав фирменного стиля входят множество элементов, но практике используются некоторые их них, в частности графические, текстовые и изобразительные. Комплект компонентов составляется с учетом специфики деятельности компании и является эффективным средством продвижения товара или бренда организации.