Финис Тейлор Барнум (1810 – 1891) — американский бизнесмен, общественный деятель, организатор рекламы и шоумен.
Ранние годы
Финеас родился в городе Бетел, где его отец содержал гостиницу и универмаг. В самом начале Барнум содержал маленький магазин, потом он занимался лотереей, широко популярной в тот период в Соединённых Штатах Америки. После неудачи в данном занятии, он открыл в 1829 году собственное еженедельное печатное издание «Глашатай свободы» в городе Данбери. После многих исков о клевете, поданных на печатное издание, и судебного процесса, которое закончилось для Барнума тюремным заключением. После он переехал жить в Нью-Йорк.
Профессиональная деятельность
В 1835 году Барнум познакомился с Джойс Хет, утверждавшей, что ей примерно 160 лет и что она была няней Джорджа Вашингтона. Далеко не все доверяли «легенде» Барнума и Джойс Хет, тем не менее, недельная прибыль с данного представления превышала объем первоначального инвестирования.
В 1930-х годах Барнум занимался газетным и шоу-бизнесом. Намного раньше прочих он осознал роль фотографии в рекламе и в 1853 году создал первое в Нью-Йорке иллюстрированное печатное издание. В скором времени тираж издания приблизился к 500 000 тысячам.
В 1841 году Барнум приобрел постройку и коллекции Американского музея в Нью-Йорке. Там все находилось в запустении, однако в скором времени ожило. Все создавалось для того, чтобы поток людей, шедших по Бродвею, направить в здание Музея. Клиентов привлекали не только неизменно обновлявшимися выставками полотен и прочих произведений искусства и чучелами редких животных. Демонстрировались также люди с необычной внешностью и с отклонениями от обычной антропологии: великаны, альбиносы и чудовища. При жизни Барнума Музей посетило практически 4 миллиона человек.
О том, как Барнум рекламировал свой музей и экспонаты, написано немало. Однажды Барнум нанял человека, который специально обвинил Музей в обмане. Вместо «бородатой женщины», ему показали переодетого мужчину. Эта история вызвала резонанс в обществе и прессе, что и было целью рекламной кампании. Барнум пригласил свидетелей, которые определили пол «бородатой женщины». Среди них был ее муж, отец и несколько врачей. Итоги медицинской экспертизы были опубликованы в прессе.
Не все любили его шоу, но признавала, что он понимает психологию масс и хорошо организовывает рекламу.
Барнум всеггда чувствовал, чего хочет потребитель, он осозновал важность прессы и эффективно этим пользовался. В своих письмах Барнум отмечал, что почти всё своё состояние он заработал благодаря правильному использованию прессы.
Однажды Барнум выступал перед группой предпринимателей и объяснял им важность рекламирования бизнеса. Один их слушателей поделился тем, что он долгое время безуспешно рекламирует хороший товар. Барнум поинтересовался, как тот рекламировал свой товар. На что он ответил:
«Я три раза размещал рекламу в еженедельнике и отдал за это полтора доллара».
Тогда Барнум ответил:
«Сэр, реклама подобна образованию — если ее мало, это опасно».
Это высказывание стало одним из принципов современного маркетинга.
Наследие Финиса Барнума
Деятельность Барнума оказала сильное влияние на развитие рекламы в Америке. Он показал ее возможности и на практике доказал существование эффективных приемов проведения рекламных кампаний. Благодаря этому он привлек внимание бизнеса к изучению рекламы в целом — законов ее создания и механизмов воздействия на потребителей. До него под рекламой все понимали лишь серию объявлений в прессе. Он чувствовал все изменения в обществе и понимал, что такая тактика неверна, что любое рекламирование должно быть последовательным.