Роль знаний в жизни человека
Знание - это результат познавательной деятельности человека, отраженный в форме субъективного представления и понятий.
Знание отражает в нашем сознании те или иные стороны действительности, включая информацию как о мире внешнем (факты, закономерности), так и о мире внутреннем (о самом себе).
Знания определяют наше восприятие в отношении фактов, которые человек транслирует с помощью формул, знаков и слов. То есть основой получения, усвоения и трансляции знаний является специфический язык, охватывающий те или иные области реализации знаний (тезаурус, категориальный аппарат).
Знания могут быть полученными или приобретенными, в первом случае, роль человека пассивна по отношению к знаниям, он получает их уже в готов виде, а во втором случае, человек предпринимает активные действия по поиску знаний, производит их анализ и отсев - он находится в активной позиции по отношению к знаниям.
Сами знания по источнику происхождения могут быть:
- житейские (получаемые в рамках индивидуального опыта),
- обыденные (получаемые в рамках социально-культурного опыта),
- научные (получаемые в рамках академического обучения),
- практические (получаемые в рамках практической деятельности).
Для того, чтобы знание можно было применить на практике, оно должно отличаться некоторыми особенностями:
- отвлеченность - знание должно быть абстрагировано от конкретного объекта, оно должно лишь отражать сущностные свойства;
- общность - знание относится к некоторой общности объектов, к классу объектов, явлений и процессов;
- определенность - знания приложимы в рамках конкретных границ понятий;
- общезначимость - знания должны иметь вес и значение как для локальной группы людей, так и в общечеловеческом контексте
Психологические знания
Знания в жизни и деятельности человека играют принципиально важную роль. Образование безусловно способствует расширению кругозора, развитию более многогранной и наполненной личности. Это, в свою очередь, влияет на пластичность адаптации (у человека появляется больше вариантов приспособления к изменяющимся условиям). Однако кроме адаптации, знания позволяют человеку преобразовать окружающую среду, видоизменять ее. В этом проявляется двойственность позиции человека в процессе познания - с одной стороны, он является объектом познания, а с другой - его субъектом и преобразователем.
Существенно важными для человека являются психологические знания, поскольку человек живет в обществе, формирует контакты с множеством разных людей, реализует свои возможности и способности в обществе. Поэтому для успешной реализации и взаимодействия с другими людьми человеку важно иметь представления о психологических знаниях.
Первоначально важно, чтобы человек формировал знания о самом себе, о структуре своей собственной личности и ее особенностях, а затем уже, имея в виду эти знания, успешно интегрировал их в межличностные взаимодействия, а также различные сферы деятельности.
Психологические знания - это знания о психике человека, ее явлениях и процессах, особенностях функционирования, поведенческих проявлениях.
К таким знаниям относятся знания об ощущениях и чувствах, особенностях работы мышления, проявлениях эмоций, принципах работы внимания, памяти, а также представления о таких психологических категориях, как темперамент и характер человека, склонности и способности, черты личности.
Для полноценной реализации в обществе у человека должен быть интерес и стремление к знаниям не только в природе или технике, но и к внутреннему миру людей, стремление познать основы и принципы психики самого себя и других людей.
Основные сферы применения психологических знаний
Знания человека в собственной жизни и деятельности реализуются на разных уровнях:
- на индивидуальном уровне: психологическая осведомленность и знания человека о самом себе способствуют его более полной и пластичной адаптации. Чем больше мы знаем о самих себе, тем проще нам понять, что с нами происходит в тех или иных ситуациях, помочь себе в какие-то затруднительные моменты. Это позволяет нам контролировать собственное поведение, выявлять причинно-следственные связи, определить приемлемые и неприемлемые для нас ситуации и поведение, а также выявлять триггеры, запускающие их;
- на межличностном уровне: психологические знания и навыки чрезвычайно важны в ситуациях социального взаимодействия. Каждый день мы участвуем в абсолютно разных коммуникациях с абсолютно разными людьми, поэтому очень важно иметь представления и знания в области поведения в конфликтных ситуациях, ситуациях установления контакта, знакомства, ведения конструктивного диалога;
- на семейном уровне: психологические знания и умения важны при вступлении в брачные отношения, родительские отношения, для понимания семейных и возрастных кризисов, путей их преодоления. В целом, базовое понимание семейной психологии способствует более зрелому и полному становлению личности;
- на уровне деятельности: психологические знания и умения важны для грамотного профориентационного развития, формирования познавательных и профессиональных интересов. В том числе, это умение взаимодействовать с коллегами по работе, формировать климат в коллективе, сработаться с коллегами. Также знания необходимы для управления коллективом, мотивирования сотрудников.