Темперамент — это устойчивая система индивидуальных особенностей личности, которые связаны с динамическими, а не содержательными сторонами деятельности. Этот феномен составляет основу характера. С физиологической точки зрения темперамент рассматривается в качестве типа высшей нервной деятельности человека.
Сущность понятия «темперамент»
Темперамент — это совокупность свойств, которые отражают динамические аспекты протекания психических процессов и человеческого поведения, включая их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к собственно личностным качествам человека относят лишь условно. Они скорее представлены индивидными особенностями, поскольку являются биологически обусловленными и врожденными. Тем не менее, темперамент существенно влияет на развитие человеческого характера и поведения, иногда предопределяя поступки и индивидуальность. По этой причине полностью отделять темперамент от личности нельзя, поскольку он выступает в качестве связующего звена между организмом, личностью и познавательными процессами.
В состав свойств темперамента относят отличительные индивидуальные признаки, которые:
- предопределяют динамические стороны всех видов деятельности;
- отражают особенности протекания психических процессов;
- обладают более или менее устойчивым характером;
- могут сохраняться в течение долгого времени, проявляясь вскоре после рождения.
Особенности младших подростков
Младший подростковый возраст включает период с 10 до 12 лет (ученики 5-6 классов). Эти дети находятся в переходном возрасте (от младшего возраста к подростковому периоду). Это время связано с постепенным обретением чувства взрослости, для чего присуще усиление независимости от взрослых, стремление противостоять и не поддаваться любому влиянию (негативизм).
У младших подростков происходит кардинальная перестройка сразу трех систем, включая гормональную, кровеносную и костно-мышечную. Новые гормоны начинают стремительно выбрасываться в кровь, оказывая будоражащее воздействие на ЦНС, предопределяя начало полового созревания.
Подростки хотят иметь близких друзей, им очень важно признание и уважение взрослых и сверстников. Неблагополучие в отношениях со сверстниками, отсутствие близких связей, одиночество способны порождать тяжелые переживания и неудовлетворенность. Самая актуальная потребность младшего подростка — потребность быть принятым и уважаемым.
Особенности социометрического статуса младших подростков
Позиция человека в социуме характеризуется, в первую очередь, общественными функциями, которые он выполняет. Они представляют собой его социальные роли. При этом каждый человек может выполнять не одну, а несколько ролей, которые отличаются в различных системах отношений. Тем не менее, ее не всегда можно выявить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это является сравнительно простым действием, то там, где происходит стихийное формирование отношений, определить социальную роль человека достаточно сложно.
В школьном классе присутствуют две системы отношений: деловые и личные. Ученик в классе и школе играет большое количество ролей (например, троечник или отличник, футболист и др.). Данные роли считаются открытыми для непосредственного наблюдения, а положение подростка в этой области отношений измеряется, как правило, с помощью объективных критериев (успеваемость с помощью оценок, спортивные успехи через определенные разряды и др.).
Совершенно другим образом оценивается позиция подростка в системе личных отношений. Хотя оно в любом случае неявно присутствует при оценке другого в качестве личности, часто мыслится очень неопределенно и начинает угадываться интуитивно.
Социометрический статус предопределяет число выборов учениками друг друга. Ученик, отдавая собственный выбор тому или иному однокласснику, показывает потребность в коммуникации, симпатию к нему. Таким образом, чем большее количество членов группы симпатизирует человеку, чем большее количество сверстников в классе испытывает потребность общаться именно с ним (то есть, он получает больше выборов).
Влияние темперамента на социометрический статус
Чем более совершенен темперамент подростка, тем больше выборов он получит со стороны одноклассников. Данное количество выражает положение в системе личных взаимоотношений, то есть социометрический статус. Чем он больше, тем лучше положение подростка в группе сверстников. Часто возникают противоречия между положением, занимаемым учеником в системе ответственной зависимости, включая его место в системе личностных взаимоотношений.
Эмоциональное благополучие (самочувствие) младшего подростка в системе личных взаимоотношений, которые сформировались в коллективе, напрямую зависит не только от того, сколько одноклассников проявили в его отношении симпатию. Оно больше зависит от темперамента подростка, который позволяет определить, насколько данные симпатии и стремление к коммуникации взаимны.
Для учащегося имеет значение не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эта информация важна для определения структуры взаимоотношений в коллективе, а также для исследования удовлетворенности подростка от общения с одноклассниками. Особенности темперамента здесь имеют большое значение, поскольку в отношениях младших подростков эмоциональное отношение преобладает над всеми остальными.
Принято рассматривать следующие типы выборов, которые также зависят от темперамента человека:
- Неустойчивый выбор, который отражает более кратковременные и неустойчивые отношения;
- Устойчивый выбор, который отражает долговременные и присущие для данного подростка устойчивые отношения.
Таким образом, положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, в первую очередь, от темперамента и качеств самого человека, а, во вторую очередь, от характерных особенностей той группы, в отношении которой происходит измерение его положения (общественное мнение).