Зависть — это отношение к другому человеку, которое обусловлено субъективной оценкой его превосходства в значимых областях. Это чувство сопровождается отрицательными эмоциями, снижением самооценки и желанием нивелировать превосходство другого человека.
Сущность понятия зависть
Зависть, по мнению психологов, представляет собой чувство недовольства, которое вызвано желанием обладать личными качествами, социальным статусом, благами материальной и духовной деятельности, которые имеются в распоряжении других людей, но отсутствуют у завидующего человека.
Ученые рассматривают зависть как антагонистическое отношение в адрес другого субъекта. Она проявляется в различных областях психики:
- чувства и эмоций (переживание зависти и, одновременно, досада, ненависть, злость, печаль);
- когнитивная сфера (представления о превосходстве, осознание более низкого положения при сравнении себя с другими и др.);
- поведение и деятельность (акты, сконцентрированные на разрушении, устранении предмета зависти, распространении слухов и др.).
Авторы исследований указывают, что основой возникновения чувства зависти в любом случае является механизм социального сравнения. Это обусловлено тем, что человек оценивает и осознает себя через сравнение с «похожими другими». Другими словами, социальное сравнение способно выявлять вторую детерминанту зависти, которая заключается в наличии образа превосходства другого, осознании субъектом своей собственной приниженной позиции.
Если присутствует невыгодный результат сравнения, то это вызывает неудовлетворенность, сопровождаемую чувством зависти. Зависть, таким образом, – это сильнейшее чувство, имеющее направленность. В качестве его обязательных «атрибутов» выступают цель и жертва.
Деструктивное влияние зависти на отношения в организации
Зависть характерна для любой, особенно крупной организации, поскольку представляет собой полностью социальный и психологический феномен. Она может восполнить какой-либо личностный недостаток, заполняя пустоту, отсутствие гармонии и психологического равновесия.
По сути, любое преимущество другого, актуализирующее механизм сравнения и оценки, способно стимулировать возникновение зависти. Целью завистника является разрушение счастливой жизни объекта зависти, уничтожение его целостной личности. По этой причине зависть оказывает деструктивное влияние на взаимоотношения в организации. Особенно агрессивная зависть имеется у работников тогда, когда у них есть «субъективная неспособность» достичь желаемого.
Зависть в организации можно рассматривать с трех позиций:
- «зависть–эмоция» (кратковременность, ситуативность);
- «зависть – чувство» (долговременность, мучительное переживание);
- «зависть – страсть» (яркость, доминирование, неконтролируемое начало).
Завистливость в качестве черты личности зарождается в раннем детстве. В этот период малыш активно взаимодействует с социумом, впитывая нормы и правила. Он учится следовать указаниям взрослых, начинает подчинятся правилам «можно», «нельзя», «должен».
В школьный период критическая оценка собственных действий и сравнение себя со сверстниками порождает открытое проявление зависти. Это характеризуется, например, демонстративным асоциальным поведением (кражей игрушек, прятаньем чужих вещей и др.).
В скрытом виде зависть начинает присутствовать во взрослой жизни человека.
Зависть в организации оказывает влияние на социально-психологический климат. Его структуру можно определить через систему сложившихся в коллективе отношений между его членами. Она характеризуется элементами, которые представляют синтез общественных и межличностных отношений.
С помощью общественных отношений происходит раскрытие социального содержания личных отношений людей в коллективе. Отношения включают производственную, политическую, правовую, этическую, эстетическую сторону.
Межличностные отношения представлены организационно-технологическим взаимодействием, статусной, ролевой взаимосвязью, административно-психологическим взаимовлиянием, эмоционально-логическим взаимопознанием. Они проявляются через предметно-практическую деятельность коллектива, задаются материальными, техническими, организационными и управленческими условиями жизнедеятельности.
Единство содержания общественных и межличностных отношений представляет собой взаимоотношения людей. В организации они включают элементы сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия и др. Также оно проявляется в виде качеств личности, от которых могут зависеть психологические особенности общения сотрудников в коллективе.
Основной компонент зависти в организации представлен социальным сравнением. Зависть сама по себе включает сравнение, при этом там, где невозможно сравнение, нет и зависти.
В организации каждый день возникают ситуации, когда происходит восприятие субъектом чьего-либо превосходства. В этом случае он переживает досаду, огорчается, а то и унижается по этому поводу. Зависть ведет к неприязненному отношению или даже ненависти к тому, кто превосходит.
Отсутствие зависти ведет к удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководством). Это нужно рассматривать как важный показатель социально-психологического климата в трудовом коллективе организации.
Показатели удовлетворенности по горизонтали тесным образом связаны с частотой обсуждения в коллективе проблем, которые напрямую связаны с работой, а также с частотой контактов работников в свободное время. Даже в самой официальной обстановке между людьми могут сформироваться личные отношения, которые не могут не оказывать влияния на общую атмосферу в коллективе, общий характер и тон взаимоотношений.