Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации

Определение 1

Зависть — это отношение к другому человеку, которое обусловлено субъективной оценкой его превосходства в значимых областях. Это чувство сопровождается отрицательными эмоциями, снижением самооценки и желанием нивелировать превосходство другого человека.

Сущность понятия зависть

Зависть, по мнению психологов, представляет собой чувство недовольства, которое вызвано желанием обладать личными качествами, социальным статусом, благами материальной и духовной деятельности, которые имеются в распоряжении других людей, но отсутствуют у завидующего человека.

Ученые рассматривают зависть как антагонистическое отношение в адрес другого субъекта. Она проявляется в различных областях психики:

  • чувства и эмоций (переживание зависти и, одновременно, досада, ненависть, злость, печаль);
  • когнитивная сфера (представления о превосходстве, осознание более низкого положения при сравнении себя с другими и др.);
  • поведение и деятельность (акты, сконцентрированные на разрушении, устранении предмета зависти, распространении слухов и др.).

Авторы исследований указывают, что основой возникновения чувства зависти в любом случае является механизм социального сравнения. Это обусловлено тем, что человек оценивает и осознает себя через сравнение с «похожими другими». Другими словами, социальное сравнение способно выявлять вторую детерминанту зависти, которая заключается в наличии образа превосходства другого, осознании субъектом своей собственной приниженной позиции.

Замечание 1

Если присутствует невыгодный результат сравнения, то это вызывает неудовлетворенность, сопровождаемую чувством зависти. Зависть, таким образом, – это сильнейшее чувство, имеющее направленность. В качестве его обязательных «атрибутов» выступают цель и жертва.

«Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Деструктивное влияние зависти на отношения в организации

Зависть характерна для любой, особенно крупной организации, поскольку представляет собой полностью социальный и психологический феномен. Она может восполнить какой-либо личностный недостаток, заполняя пустоту, отсутствие гармонии и психологического равновесия.

По сути, любое преимущество другого, актуализирующее механизм сравнения и оценки, способно стимулировать возникновение зависти. Целью завистника является разрушение счастливой жизни объекта зависти, уничтожение его целостной личности. По этой причине зависть оказывает деструктивное влияние на взаимоотношения в организации. Особенно агрессивная зависть имеется у работников тогда, когда у них есть «субъективная неспособность» достичь желаемого.

Зависть в организации можно рассматривать с трех позиций:

  • «зависть–эмоция» (кратковременность, ситуативность);
  • «зависть – чувство» (долговременность, мучительное переживание);
  • «зависть – страсть» (яркость, доминирование, неконтролируемое начало).

Завистливость в качестве черты личности зарождается в раннем детстве. В этот период малыш активно взаимодействует с социумом, впитывая нормы и правила. Он учится следовать указаниям взрослых, начинает подчинятся правилам «можно», «нельзя», «должен».

В школьный период критическая оценка собственных действий и сравнение себя со сверстниками порождает открытое проявление зависти. Это характеризуется, например, демонстративным асоциальным поведением (кражей игрушек, прятаньем чужих вещей и др.).

В скрытом виде зависть начинает присутствовать во взрослой жизни человека.

Зависть в организации оказывает влияние на социально-психологический климат. Его структуру можно определить через систему сложившихся в коллективе отношений между его членами. Она характеризуется элементами, которые представляют синтез общественных и межличностных отношений.

С помощью общественных отношений происходит раскрытие социального содержания личных отношений людей в коллективе. Отношения включают производственную, политическую, правовую, этическую, эстетическую сторону.

Межличностные отношения представлены организационно-технологическим взаимодействием, статусной, ролевой взаимосвязью, административно-психологическим взаимовлиянием, эмоционально-логическим взаимопознанием. Они проявляются через предметно-практическую деятельность коллектива, задаются материальными, техническими, организационными и управленческими условиями жизнедеятельности.

Единство содержания общественных и межличностных отношений представляет собой взаимоотношения людей. В организации они включают элементы сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия и др. Также оно проявляется в виде качеств личности, от которых могут зависеть психологические особенности общения сотрудников в коллективе.

Замечание 2

Основной компонент зависти в организации представлен социальным сравнением. Зависть сама по себе включает сравнение, при этом там, где невозможно сравнение, нет и зависти.

В организации каждый день возникают ситуации, когда происходит восприятие субъектом чьего-либо превосходства. В этом случае он переживает досаду, огорчается, а то и унижается по этому поводу. Зависть ведет к неприязненному отношению или даже ненависти к тому, кто превосходит.

Отсутствие зависти ведет к удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководством). Это нужно рассматривать как важный показатель социально-психологического климата в трудовом коллективе организации.

Показатели удовлетворенности по горизонтали тесным образом связаны с частотой обсуждения в коллективе проблем, которые напрямую связаны с работой, а также с частотой контактов работников в свободное время. Даже в самой официальной обстановке между людьми могут сформироваться личные отношения, которые не могут не оказывать влияния на общую атмосферу в коллективе, общий характер и тон взаимоотношений.

Дата последнего обновления статьи: 26.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot