Киберпсихология: основные проблемы и направления исследований
Компьютерные технологии, цифровизация, повсеместное распространение Интернета - это те компоненты реальности, которые уже давно встроились в нашу постоянную жизни, и как следствие не могут не иметь какого-то влияния на личность человека, в то же время и личность человека, в свою очередь, влияет на развитие компьютерных технологий.
Киберпсихология - это та отрасль психологии, которая занимается изучением работы психики человека, ее трансформаций и развития в условиях использования человеком интернета и любых других социальных сервисов (социальных сетей, чатов, мессенджеров и компьютерных игр).
Магистральная линия исследований киберпсихологии - это работа в направлении исследования киберсоциализации и формирования сетевой идентичности, работа над изучением особенностей киберкультуры и особенностей общения в интернет пространстве. Наиболее актуальным направлением является изучение влияния интернета и сетевых сервисов на личность человека: интернет-зависимости, зависимости от социальных сетей, компьютерных игр.
Такая актуальность данной темы обуславливается непрерывным развитием и распространением различных сетевых сервисов и онлайн-игр, их постоянными модификациями и обновлениями. Такой быстрый рост и глобальное распространение вызывает тревогу за то, что этим сложно управлять и прогнозировать будущее. Поэтому исследователи разных наук занимаются проработкой различных аспектов взаимоотношений интернета и человека.
Основная противоречивость данной темы связана с тем, что долгое время влияние интернета на человека трактовали как однозначно негативное - происходит аутизация личности, социальные связи человека сокращаются, ограничиваются его коммуникативные способности, формируется уход от реальности, негативизм по отношению к реальному общению.
Однако самые последние исследования ставят под сомнение такую однозначную коннотацию - дозированное использование компьютерных игр способствует развитию когнитивных функций, повышает социальные навыки игроков при общении в команде, развивает их способности к принятию решений, ответственности за эти решения (в командных компьютерных играх, например). Помимо этого, различные онлайн сервисы способствуют улучшению эмоционального и психического благополучия у людей с ОВЗ.
Современность требует учитывать положительные стороны влияния интернета на человека в совокупности с деструктивным влиянием, это позволяет сделать понятие интернет-аддикций более проработанным, не сеющим панику и стигматизацию в обществе.
Киберсоциализация и социальные сети
Итак, сейчас виртуальная реальность является уже продолжением социальной реальности, ее расширением, а цифровые технологии являются возможностями и инструментами для опосредования психических функций человека.
Интернет - это один из механизмов социализации индивида: через пользование интернетом, социальных сетей и компьютерных игр человек присваивает себе определенный социальный опыт в онлайн формате. Далее индивид может этот опыт воспроизводить, как в реальной, так и виртуальной жизни.
Важным компонентом социализации является формирование идентичности человека. В интернет пространстве происходит киберсоциализация, которая формирует сетевую идентичность человека. Однако, социализация и киберсоциализация могут как дополнять друг друга, так и конфликтовать.
С одной стороны, киберсоциализация дает человеку дополнительные возможности по конструированию собственной идентичности - в интернете мы общаемся через аватары - искусственно созданные проекции самих себя, которые мы можем «начинить» чем угодно, в том числе и тем, что мы не можем реализовать в реальном пространстве.
Но с другой стороны, именно эти расширяющиеся способности влияют на то, что человек может оказаться не способным интегрировать эти две идентичности, в онлайн формате он может невероятно легко и просто общаться с незнакомыми ему людьми, а в офлайн пространстве - бояться заговорить с кассиром в магазине, например.
Поэтому основная сложность, связанная с киберсоциализацией - суметь интегрировать сетевую идентичность в свою реальную идентичность и наоборот. Конструктивный путь интеграции выражается в том, что интернет выступает в качестве дополнительного ресурса, который помогает нам самовыражаться, проявлять себя и т.д., а неконструктивный путь - в том, что интернет понимается как единственный и незаменимый ресурс для самопроявления и самовыражения. В первом случае, социализация человека, и поле его опыта расширяются, а во втором - сужается.
Наибольшую роль в киберсоциализации играют конечно же социальные сети, они выступают возможностью для развития и расширения социального опыта человека, увеличению его репертуара поведенческого и эмоционального реагирования. Помимо этого, общение в социальных сетях удовлетворяет основные потребности человека, связанные с общением, в их числе:
- потребность в стимуляции - ощущение новизны, проявления интереса и симпатии со стороны незнакомых и новых людей. Все это естественным образом повышает самооценку пользователя, его уверенность в интересности своей страницы в социальных сетях, а значит и себе самом;
- потребность в событиях - человеку важно ощущение наполненности жизни, ее динамики и течения событий. Новостные ленты в социальных сетях создают это ощущение: постоянные обновления, какие-то новые события формируют ощущение хода жизни. Однако это механизм квазинаполненности жизни: как правило, стремление обсуждать инфоповоды и события из интернета связаны с тем, что у человека в собственной жизни мало событий, и тогда он пристально следит за событиями в социальных сетях;
- потребность в поддержке - эта потребность чаще всего актуализируется в ситуация социальной депривации: при переезде, смене места жительства или работы, когда человек оказывается в новой социальной среде, и он еще не сформировал новые контакты. Тогда он начинает обращаться к контактам знакомых в социальных сетях, уходить в многочасовое общение в социальных сетях, стремясь получить поддержку, повысить уверенность в себе. Так как контакт с уже знакомыми нам людьми отражает нам нашу идентичность, которая уже существует в ситуации новизны, и человек имеет возможность на нее опереться;
- потребность в достижении и признании - это трансляция собственных достижений и успехов с целью получения социальной оценки (в виде лайков, комментариев), которые повышают нашу уверенность в себе, самоуважение;
- потребность в структурировании времени - это побочная, но очень глубокая потребность. Человеку важно структурировать каким-то образом свое время, для этого в обществе разработаны различные формы времяпрепровождения, оформленные в виде ритуалов (различные конвенциональные события: напоминания о днях рождениях, посты о свадьбах и рождениях и детей), общение в формате совместной деятельности (рабочие созвоны, дистанционное обучение и т.д.), общение в формате развлечений (обсуждение по видеосвязи или голосовой связи разных тем, событий, обмен мнениями и интересами и т.д.).
Так или иначе, общение и проявление человека в социальных сетях - это вполне уже укоренившаяся форма реализации человека. С одной стороны, есть объективные достоинства, в их числе: дополнительные возможности для самопроявления, установление новых знакомств и контактов, но с другой стороны - человек погружается в квазиреальность, которая его начинает больше привлекать в силу ее простоты и пластичности.
Зависимость от социальных сетей: детерминанты и симптомы
В исследовании проблемы интернет-зависимости и зависимости от социальных сетей обнаруживается определенная дискуссия по поводу правомерности использования самого термина «зависимость» к данной теме.
В психиатрии используются термины «зависимость» и «патологическое влечение» к какому-то виду деятельности. Исследователи отмечают, что интернет-зависимость и патологическое использование интернета - это разные вещи, и патологическое использование может выступать как промежуточная стадия между здоровым использованием и зависимостью.
Основными формами неконструктивного использования социальных сетей могут быть: навязчивое использование социальных сетей (компульсивное общение в мессенджерах, чатах, участие в конференциях), FOMO (fear of missing out - страх упустить что-то новое в социальных сетях, постоянное обновление новостей, просмотр историй и т. д.), фаббинг (постоянная проверка чатов и мессенджеров во время разговора), зависимость от кибер-отношений (постоянных знакомств, секстинга).
Предикторы развития патологического использования социальных сетей можно разделить на несколько групп:
- Провокативная среда интернет-пространства: заходя в интернет или социальные сети, субъект оказывается окруженным очень большим числом влияющих на него факторов: необычная среда, где много незнакомых людей, что может вызывать интерес. Помимо этого, возникает коммуникативная нагрузка на субъекта: человек окружен разными средствами коммуникации: комментарии, сообщения, реакции, эмоджи, стикеры и т. д. Эффект анонимности - у человека нет даже примерного представления о партнере по общению, а также у самого субъекта возникает противоречие в самопрезентации: субъект может ставить любой аватар, называть себя любым именем, ставить любой пол и семейный статус. Помимо этого, происходит искажение временной перспективы: в онлайн пространстве человек центрирован на актуальном событии, оторван от себя в прошлом и будущем, что ведет к невротизации.
- Личностные детерминанты развития зависимости от социальных сетей: недостаточно развитые навыки построения межличностных отношений, личностная тревожность, невысокий уровень эмоционального и социального интеллекта, неуверенность в себе, высокая эмоциональная подвижность и возбудимость, расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, неразвитые механизмы копинг-стратегий, социальная дезадаптация.
- Психологические факторы: интернет зависимость развивается у людей с уже имеющимися аддикциями, высокой личностной тревожностью, склонностью к депрессивным эпизодам, высокими показателями агрессивности и низкими показателями силы воли и мотивации. Для таких людей характерна неудовлетворенность собственной жизнью, ощущение ее не наполненности.
Таким образом, сочетание перегруза и пресыщенности интернет-пространства, эмоциональной подвижности, сниженной саморегуляции и мотивации в совокупности могут являться факторами развития зависимости от социальных сетей.
У зависимых от социальных сетей людей нарастает когнитивное истощение, уплощаются и упрощаются мысли, снижается общий фон нейродинамических процессов, снижаются эмоциональное реагирование в реальной жизни и реакция на новые события, падает общий интерес к происходящим событиям. В ситуациях реального общения человек навязчиво проверяет свои социальные сети, стремится обсуждать происходящее в них, а не в реальности, тревожится, когда нет возможности выйти в социальную сеть. Помимо этого, симптомами зависимости от социальных сетей могут быть: сверхценность социальных сетей, конфликты с другими людьми из-за того, что они ограничивают пользование социальными сетями, синдром отмены, рост эйфории при приближении момента пользования социальной сетью, отсутствие контроля времени, проведенного в социальных сетях, вранье относительно пребывания в социальных сетях.