Консультативный процесс — это вид психологической помощи, осуществляемой в ходе взаимодействия между профессионально компетентным консультантом и пациентом с целью содействия в принятии решений касательно обстоятельств и условий личной жизни, межличностных отношений.
Особенности консультативного процесса
Консультативный процесс осуществляет квалифицированный специалист, помогая развивать личность. Он направлен на самосовершенствование и самореализацию. Для процесса характерно использование адекватных методов и средств, которые способствуют получению большего количества знаний о себе. Пациент учится связывать знания с целями таким образом, что становится автором своего собственного жизненного пути.
Психологическое консультирование представляет собой совокупность профессиональных отношений между специально подготовленными специалистами и клиентами. Назначение психологического консультирования состоит в оказании помощи для понимания и прояснения взглядов на жизненное пространство. Человек благодаря психологу учится достигать собственных целей, которые он определяет самостоятельно посредством осуществления осознанного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера.
Предмет психологического консультирования представлен широким перечнем проблем у лиц, которые не имеют клинических нарушений. Этот процесс состоит из следующих составляющих:
- Определение сложностей возрастного развития;
- Анализ особенностей адаптации человека к меняющимся условиям;
- Исключение дисгармонии в межличностных отношениях, включая семейные, интимные и детско-родительские;
- Работа с социальными девиациями, последствиями травм и болезней, стрессовыми состояниями и особенностями характера;
- Помощь в выборе профессии и вопросах карьерного роста;
- Выявление личностных запросов, включая поиск собственной аутентичности и смысла жизни;
- Работа с взаимоотношениями человека с окружением;
- Решение проблем личной ответственности и нравственности и др.
Этапы консультирования
Весь процесс психологического консультирования представляется с начала и до конца в качестве последовательности основных стадий консультирования. Каждая стадия в этом процессе по-своему необходима и направлена на решение какой-либо частной задачи, имеющей собственные специфические особенности.
На первой стадии консультирования психологу необходимо провести знакомство с пациентом. Продолжительность этого этапа составляет примерно 5-10 минут (если средняя длительность одной консультативной беседы составляет от 45 минут до одного часа).
На втором этапе консультанту необходимо расспросить клиента для формирования и проверки консультативных гипотез. Эта стадия продолжается примерно 20-30 минут при средней длительности консультации до 1 часа 10 минут. Эта стадия разбивается на два этапа: непосредственное формулирование консультативных гипотез и их проверку.
На третьем этапе происходит оказание воздействия. Это может продолжаться в течение 5-10 минут. В данном процессе важно скорректировать установки клиента и повлиять на его последующее поведение.
На четвертой стадии консультативной беседы, которая длится от 5 до 10 минут, как правило, подводятся итоги беседы. Специалисту важно прояснить вопросы, которые касаются последующих отношений пациента, обратившегося за помощью, с консультантом или прочими необходимыми специалистами. В завершение беседы необходимо попрощаться с клиентом.
Эффективность консультативного процесса
Эффективность консультативного процесса исследователи обсуждают достаточно активно, при этом однозначные выделить критерии ее оценки относительно сложно. Во многом данные показатели связаны с тем теоретическим подходом, в котором осуществляет свою работу консультант.
Трудности определения эффективности консультирования, связаны с несколькими проблемами. В первую очередь, не возможно однозначно определить единственный метод, поскольку в разных подходах берутся за основу разные методы, а также их сочетание. При этом даже один и тот же метод способен показать разную эффективность в соответствии с личностью консультанта и клиента.
Сложность определения эффективности консультирования также заключается в том, что трудно собирать репрезентативную выборку пациентов, в отношении которых использовался одинаковый метод. Эффект от консультирования может проявиться не сразу. Он может быть отсроченным и показать результат через некоторое время (например, через неделю, а то и месяц после окончания сессии).
В психологии рассматривают несколько признаков эффективности консультирования:
- Объективные признаки, включающие достоверные факты об успешности. Они представляют собой объективные и зафиксированные изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфере.
- Субъективные признаки, включающие чувства и ощущения консультанта, а также его рефлексию. Чаще всего опытный специалист может оценить самостоятельно, эффективной или нет была консультация;
- Внутренние признаки, представляющие собой изменения в самоощущении пациента (получены в ходе беседы);
- Внешние признаки, которые заключаются в изменении поведения клиента (их фиксируют с помощью метода наблюдения).
После проведения эффективного консультирования человек осознает реальную, а не вымышленную проблему, которая имеет, как правило, психологический характер. Он также получает выраженное желание ее решить. Немотивированные клиенты имеют меньше шансов на получение пользы от консультирования.
Эффективность консультации связана с соответствующей профессиональной подготовкой и владением соответствующими методами, наличием достаточного для консультации времени, необходимой обстановки и пространственной организации.