Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задатки и способности в психологии

Понятие и сущность способностей

Определение 1

Способности – это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой-либо деятельностью

Человеческие способности, их возникновение и развитие являются одной из важнейших и сложнейших тем в психологии. Необходимо отметить, что четкого определения способностей не существует.

Если рассматривать способности индивида, речь будет идти об определенном виде деятельности. В качестве примера можно привести человека, который является хорошим бухгалтером, ему легко дается изучение иностранных языков, а также математические задачи. Если сравнить его с другими людьми, можно заметить, что некоторые хуже владеют данными навыками, то есть не показывают свои способности одинаково. В психологии этот термин может быть определен как доступный потенциал человека, который он может развить для достижения лучших результатов.

Зачастую, когда родители рассказывают о своих детях, они говорят о том, что у ребенка есть те или иные способности. Например, ребенок может хорошо рисовать или быть более развитым физически по сравнению со сверстниками. Когда родители хвастаются достижениями своего ребенка, они испытывают гордость за него.

Очень часть способности человека отождествляют с талантом и одаренностью. Это может быть вполне оправданным, если учитывать, что при оказании содействия ребенку в развитии его навыков, улучшении их, спустя какое-то время действительно можно будет говорить о его одаренности. Например, ребенку нравится рисовать. Если постоянно отводить его на занятия в художественной школе, через определенный период времени вполне возможно, что он станет одаренным ребенком.

Психология рассматривает достижения какого-либо талантливого человека в качестве результата сложения психоневрологических свойств с осуществлением самой деятельности, связанной с этим талантом. Этим можно объяснить постоянную рассеянность и отвлеченность таких людей. Однако, когда этого требуют обстоятельства, они могут достаточно быстро мобилизовать свои силы для того, чтобы достичь высоких результатов в сфере своего таланта.

«Задатки и способности в психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В конце концов человеческие способности проявляются в их внутренней природе, генетической предрасположенности человека. В то же время процесс развития этих навыков очень важен Не совсем верно говорить о способности человека рисовать, если он не пытался освоить навыки рисования, потому что только в процессе систематического обучения этому виду деятельности можно узнать правду об их наличии или отсутствии. Следовательно, только улучшая то, что присуще от природы, можно достичь высоких результатов.

Понятие и сущность задатков

Под задатками в психологии понимают предпосылки к развитию способностей.

Определение 2

Задатки – это особенности нервной системы, выступающие основой для формирования тех либо иных способностей.

Можно выделить два вида задатков:

  1. Врожденные, присущие человеку с рождения);
  2. Приобретенные, которые обуславливаются социальным развитием человека. Он может приобрести их только с помощью постоянного развития. В качестве примера можно привести необходимость знания элементарной математики, чтобы понять высшую.

Психология индивидуальных различий занимается изучением развития способностей от имеющихся задатков. Одним из главных вопросов, на которые она может дать ответ, это откуда берутся у человека те или иные задатки. Разные психологи по-разному отвечают на данный вопрос. Например, А. Анастази считает, что многочисленные и сложные взаимодействия между наследственностью человека и его окружающей средой порождают индивидуальные различия в способностях людей. Именно наследственность, по ее мнению, оказывает решающее воздействие на способности людей.

Когда ученые начали изучать способности человека, возник вопрос: что представляют собой врожденные или природные задатки с точки зрения их анатомофизиологической основы. Одно время наличие или отсутствие задатков связывали с общей или относительной массой мозга человека. То есть, чем больше масса мозга, тем, соответственно, больше задатков будет у человека. Однако в действительности эта теория была признана несостоятельной, потому что у некоторых животных масса мозга была больше, а также обнаружилось много людей с маленькой массой мозга и высокоразвитыми способностями.

Еще одна концепция появления задатков связывала их со строением мозга. То есть, в зависимости от сложности и дифференцированности строения мозга можно было судить о наличии у человека различных задатков. Эта теория была достаточно популярной. В дальнейшем задатки начали рассматривать в связке с определенными зонами мозга. Однако и эта концепция была отвергнута по следующим причинам:

  1. Отсутствовали убедительные доказательства того, что задатки локализуются в определенных участках мозга;
  2. Зачастую наблюдались проявления одинаковых способностей у людей с разными поражениями участком головного мозга;
  3. Рост определенного участка головного мозга может происходить в результате различных патологий, возникающих в мозге (например, опухоль), и, тем самым, не свидетельствовать о сложности и дифференцированности его строения.

Позднее появились теории, которые связывали способности человека с функционированием головного мозга в целом, а не с отдельными его участками. Например, теория функциональных органов А. Ухтомского.

При изучении способностей и задатков человека следует помнить о влиянии наследственности, которая начинает проявляться с рождения. Например, новорожденные дети-близнецы могут иметь как общие черты в поведении, так и особенности, которые отличают их друг от друга. Человек с рождения обладает многими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot