Психологическая служба образования — это один из компонентов целостной системы образования, призванный обеспечить психологическое здоровье детей, содействовать их психическому, психофизическому и личностному развитию детей посредством создания благоприятных психологических условий.
Задачи психологической службы образования
Психологическая служба — это организация или подразделение, основными работниками которой становятся профессиональные психологи. Они участвуют в решении вопросов, которые касаются судьбы ребенка, его обучения и воспитания. В течение всей жизни ребенка, начиная с рождения и до завершения обучения в школе, ему нужно находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов.
Это время занимает в среднем 16-18 лет. В течение него необходимо вести систематическое наблюдение за психологическим развитием детей. В его процессе осуществляются регулярные психодиагностические обследования, оценка характера и темпов психического развития, выдача рекомендаций по обучению и воспитанию, контроль их реализации.
Психологическая служба — это органический компонент современной системы образования. Она обеспечивает своевременное выявление и максимально полное применение в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала.
Задача психологической службы образования состоит в обеспечении своевременного выявления резервов психологического развития детей, их реализации в обучении и воспитании. Если рассматривать детей, которые отстают в своем развитии от большей части других детей, то задачи практических психологов сводятся к тому, чтобы вовремя выявлять и устранять возможные причины задержки развития.
Если речь идет об одаренных детях, то аналогичная задача связана с ускорением психического развития. Здесь происходит ее трансформация в проблему, которая касается обеспечения раннего выявления задатков, включая их превращение в высокоразвитые способности.
Еще одной сложной задачей психологической службы в системе образования является то, чтобы непрерывно, в течении всего детства контролировать процессы обучения и воспитания детей. Это необходимо для роста качества обучения и воспитания. В этом случае имеется в виду потребность в построении педагогических процессов, которые будут строго соответствовать естественным и социальным законам психического развития.
Практическую цель работы психолога можно свести к тому, чтобы с научной позиций дать оценку содержанию и методам обучения и воспитания детей, которые применяются в различных учреждениях. Психолог должен дать рекомендации по совершенствованию, учитывая научные данные развития детей.
Сотрудники управленческих структур системы образования, кроме общей психологической помощи, нуждаются в особенной управленческой психологической поддержке, которая касается руководства людьми в группах и коллективах. Руководящим сотрудникам требуются знания из сферы психологии управления и психологии человеческих взаимоотношений.
Часто в работе с детьми могут возникать проблемы, от решения которых зависит жизненная судьба ребенка. Они включают вопросы, относящиеся к возможности (невозможности) продолжить обучение в обычной школе из-за серьезных психологических или педагогически некомпенсируемых умственных дефектов. Также это могут быть вопросы, которые связаны с другими случаями проведения медико-психологических экспертиз. Основной задачей практического психолога должна быть выдача ответственного и квалифицированного экспертного заключения по ребенку.
Структура и функции психологической службы
Психологическая служба обладает сложной, многоуровневой структурой. Она пронизывает систему образования сверху вниз, начиная с высших органов управления (министерств и ведомств) и заканчивая низшими звеньями (детские группы).
На высшем уровне министерств и ведомств могут вводить должности главных психологов или выделять специальные отделы, которые будут ведать деятельностью психологической службы. Решение вопросов, которые касаются различных аспектов работы психологической службы, включая ее кадровый, программный, методический состав, может сосредотачиваться в таком отделе или подразделении.
Сегодня сформировалось четыре основных направления, которые задают специализацию в деятельности психологов:
- Психодиагностика,
- Психологическое консультирование,
- Психологическая профилактика,
- Психологическая коррекция.
Психодиагностика в работе психологической службы предполагает профессиональное владение методами психологического исследования. Основной функцией психолога, который специализируется на психодиагностике, является оценка психологии и поведения детей и взрослых людей в системе образования. Он дает им квалифицированную психологическую характеристику, в основе которой лежат достоверные и надежные данные, полученные при осуществлении психологического обследования.
Если работа психологической службы концентрируется на психологическом консультировании, то психолог выполняет в ней следующие функции:
- Выработка и точная формулировка психолого-педагогических рекомендаций;
- Проведение консультаций для тех, кому необходима психологическая помощь;
- Работа с педагогами и родителями, которая выполняется в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.
Психологическая профилактика является еще одним направлением работы психологической службы. Оно имеет предупредительный характер и предназначено для предотвращения наступление нежелательных психологических последствий в детском развитии (например, отставание, задержка в развития, обучения и воспитания).
Психологическая коррекция связана с оказанием непосредственного воздействия психолога на ребенка или взрослого. Она проводится для исправления имеющихся недостатков, когда происходит изменение психологии или поведения. Здесь функции психолога состоят в профессиональном владении методами психокоррекции (психотерапия, социально-психологический тренинг, аутотренинг и др.).