Язык и мышление — это неразрывно связанные виды психической деятельности, которые отличаются друг от друга по своей сути и специфическим признакам.
Мышление представляет собой высшую форму активного отражения объективной реальности.
Связь мышления и языка
Процессы мышления могут проявляться в трех основных видах, которые выступают в сложном взаимодействии:
- Практически-действенное,
- Наглядно-образное,
- Словесно-логическое.
Язык и другие системы знаков — это орудия мышления. В целом язык считается знаковой, по своей исходной форме звуковой, деятельностью. Он обеспечивает материальное оформление мыслей и обмен сведениями между людьми.
Мышление, исключая его практически-действенный вид, обладает психической и идеальной природой. Язык же является материальным и физическим явлением по своей первичной природе.
Определение связи между языком и мышлением — это центральная проблема теоретического языкознания и философии языка. В ее решении можно обнаружить глубокие расхождения. Некоторые ученые прямо отождествляют язык и мышление, чрезмерно сближая и иногда преувеличивая роль языка. Другая часть авторов отрицает непосредственную связь между ними, чаще игнорируя мышление в методике лингвистического исследования.
Диалектический материализм предусматривает связь между языком и мышлением в качестве диалектического единства. Язык становится здесь непосредственной материальной основой мышления в его словесном (логическом) виде. Процесс общения между членами общества, представленный языковой деятельностью, только в некоторых ситуациях (например, в случае мышления вслух в расчёте на восприятие слушателя) совпадает с процессом мышления. Как правило, когда язык выступает именно в качестве «непосредственной действительности мысли», происходит выражение уже сформированной мысли. Часто это является результатом работы практически-действенного или наглядно-образного типа мышления.
Обеспечение словесно-логического типа мышления происходит с помощью двух специфических особенностей языка:
- Естественность, немотивированность;
- Условный характер исторически сложившейся связи слов в качестве знаковых единиц с обозначенными сущностями;
- Разделение потока речи на относительно ограниченные по объёму предложения, которые формально размежеваны и внутренне организованы по подобию отрезков.
Проявления языка
Слова отличаются от наглядных психических образов тем, что не обнаруживают никаких сходств с естественными особенностями, которые воспринимаются чувственно (исключая звукоподражания). Это дает возможность создавать на основании слов и ассоциировать с ними обобщённые представления о предметах, а также понятия любой абстрактности и обобщённости.
Предложения исторически восходят к элементарным высказываниям. Это обусловило выделение в потоке мышления некоторых единиц, которые относительно отграничены друг от друга. Они условно подводятся в логике и психологии к различным видам суждений и умозаключений. Тем не менее, не было обнаружено прямого соответствия между единицами мышления и единицами языка, соотносимыми с ними.
В рамках одного и того же языка одна мысль, включая её компоненты в виде понятий и представлений, оформляется с помощью разных предложений, слов или словосочетаний. Также одни и те же слова используют в оформлении разных понятий и представлений.
Помимо этого, слова служебного и указательного характера в целом могут не обозначать понятия или представления. Побудительные, вопросительные и подобные предложения, таким образом, рассчитаны лишь на выражение волеизъявления и субъективного отношения говорящего субъекта к каким-либо фактам.
Процесс оформления и выражения мыслей с помощью языка длится несколько веков. Он предопределил развитие некоторых формальных категорий в грамматическом строе языков. Они частично соотносятся с некоторыми общими категориями мышления. Примером могут быть подлежащее, сказуемое, дополнение и определение, которые приближённо соответствуют смысловым категориям субъекта.
Формирование категорий, обладающих собственным основанием в одних и тех же свойствах действительности, происходило в рамках мышления и языка неодинаково. Общие понятия мышления стали прямым результатом развития его самого, а формальные категории языка представляют собой результат длительного процесса стихийного обобщения языковых форм, не контролируемых мышлением и применявшихся для образования и выражения мысли.
Развитие языка и мышления
В процессе исторического развития языка и мышления менялся характер их взаимодействия. На первых стадиях общественного развития язык совершенствуется в первую очередь в качестве средства общения, включаясь вместе с тем в процессы мышления и дополняя два первых его вида (практически-действенное и наглядно-образное).
Появление письменности увеличивает воздействие языка на мышление, в том числе на саму интенсивность языкового общения. Это существенно увеличило возможности языка, представлявшего собой средство оформления мысли. По мере течения истории происходило развитие мышления во всех его видах с постепенным усилением его воздействия на язык. Это происходило с помощью следующих особенностей:
- Расширение значения слов;
- Количественный рост лексического и фразеологического состава языка;
- Обогащение понятийного аппарата мышления;
- Уточнение и дифференциация синтаксических средств, необходимых для выражения смысловых отношений.
Разница между языком и мышлением заключается в том, что второе из них характеризуется определенной степенью самостоятельности. Оно способно формировать понятия, воплощая их в образы, которые не обладают соответствующими конкретными предметами и явлениями действительности.
Язык отличается от мышления тем, что становится материально-идеальным явлением, мышление же полностью идеально. Язык представляет собой национальное явление, а мышление всегда интернационально.