Я-концепция в процессе развития человека возникла как итог трех процессов – сомовосприятия своих эмоций, чувств, ощущений, самонаблюдения, например своей внешности, поведения, и самоанализа своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними. Структура Я-концепции показана на рисунке.
В каждом из указанных составляющих можно выделить три компонента. Все три компонента Я-концепции тоже показаны на рисунке.
Но лучше Я-концепцию представить в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная Я-концепция. Она включает всевозможные грани индивидуального самосознания, о котором У. Джемс писал, что это «поток сознания» или чувство собственной преемственности и неповторимости. Ученый выделяет в нем два элемента – Я-сознающее и Я-как-объект. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению. Об этом в какой-то степени речь уже шла в предыдущих статьях. Отсюда глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, которые направлены на самого себя и иметь они могут различные ракурсы и модальности.
Выделяют три основные модальности самоустановок – реальное Я, зеркальное Я, идеальное Я.
Эти три модальные установки были предложены Р. Бернсом, но многие авторы кроме них выделяют еще одну, играющую особую роль – это конструктивное Я.
Этой модальной установке свойственна обращенность в будущее и главное отличие от идеального Я в том, что конструктивный Я-проект пронизывают действенные мотивы, соответствующие признаку «стремлюсь».
В конструктивном Я трансформируются те элементы, которые личность ставит и принимает для себя, как достижимую реальность. Иерархическая структура Я-концепции показана на рисунке.
Вот таким образом в общих чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я-концепции. Но, такая структуризация возможна лишь в теории, а в реальности все компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны.
Обобщая информацию, еще раз повторим, что:
- Я-концепция представляет собой динамическую систему самоустановок;
- Система сама имеет структуру установки и, соответственно когнитивный компонент, аффективный и деятельностный;
- Когнитивная и аффективная компоненты состоят из трех модальностей – представление о себе реальном, о себе желательном, представление глазами других людей;
- Каждая модальность имеет четыре стороны – физическую, умственную, эмоциональную и социальную.
Названные структуры взаимодействуют и обусловливают поведение и самосознание индивида, в свою очередь, влияющее на их состояние.
Проблемы измерения Я-концепции
В основе существующих методик измерения Я-концепции, в основном, лежат самоотчеты. Это хорошо продуманные опросники, достаточно удобные при групповом тестировании. Такие методики, претендующие на измерение Я-концепции, по мнению Комбса, Соупера, Коурсона (1963), на самом деле измеряют самоотчеты, что далеко не одно и тоже.
Указанные авторы предлагают понятия «Я-концепция» и «самоотчет» четко различать, хотя содержание этих терминов близко, но не совпадает.
Все, что индивид считает самим собой или своим, все, что думает о себе, все его способы самовосприятия – это Я-концепция.
Самоотчет – это самоописание, высказывания о себе, которое дается для другого индивида. Безусловно, что Я-концепция оказывает влияние на эти высказывания, но, тем не менее, между ними не может быть полного тождества. Это точка зрения Комбса, Соупера, Коурсона.
Самоотчет не может считаться объективным показателем, потому что относится к примерам интроспекции. Та степень, с которой самоотчет может отразить реальность Я-концепции индивида, определяют такие факторы:
- Ясность индивидуального самосознания;
- Наличие адекватных символов для его выражения;
- Готовность индивида к сотрудничеству;
- Социальные ожидания;
- Личная адекватность индивида;
- Отсутствие ощущения угрозы в ситуации самоописания.
Если на надежность самоотчета действительно влияют эти факторы, то изучение Я-концепции подобными методами, по мнению Паркера (1966), должно давать очень сомнительные результаты.
Другие исследователи считают, что при изучении Я-концепции на самоотчеты надо опираться, потому что главное требование феноменалистического подхода в психологии – это учет особенностей индивидуального восприятия.
Феноменалистический подход в понимании Я-концепции был развит Роджерсом и основывается на таких положениях:
- Поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
- Ракурс по своей природе субъективен;
- Любое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, в центре которого находится Я-концепция;
- Я-концепция – это внутренняя сущность и представление индивида, тяготеющее к ценностям культурного происхождения, поэтому она регулирует поведение;
- Она относительно стабильна и обусловливает устойчивые схемы поведения;
- Расхождения между Я-концепцией и опытом индивида нейтрализуются при помощи механизмов психологической защиты;
- Основное побуждение человека – это стремление к самоактуализации.
Самоактуализация для человека играет роль не менее важную, чем базисные потребности и, по утверждению А. Маслоу, он должен стать тем, кем он может стать.