Сущность Я-концепции и её структура
Я-концепция – это обобщенное представление человека о самом себе.
Рисунок 1. Я-концепция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Я-концепция – это динамичное психологическое образование, развитие и изменение которого связано с внутренними и внешними факторами. На формирование Я-концепции большое влияние оказывают семья, школа, группы, в которые входит личность, однако семья играет главную роль. В Я-концепцию входит не только осознание своих физических, интеллектуальных качеств, но и самооценка. Это психологическое образование определяет, как смотрит на свое деятельное начало индивид.
В психологии выделяют две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Вполне возможно, что они могут не совпадать и различаются в большинстве случаев. Возникает Я-концепция в процессе социального взаимодействия и оставляет отпечаток на всех жизненных проявлениях человека с раннего детства и до глубокой старости.
Я-концепция становится активным началом с момента своего зарождения и выступает в трех функционально-ролевых аспектах:
- как средство обеспечения внутренней согласованности,
- как интерпретация опыта,
- как совокупность ожиданий.
В Я-концепции Р. Бернс выделяет описательную и оценочную составляющие, что дает возможность говорить о Я-концепции как совокупности установок, направленных на себя.
В значительной части определений установки выделяются три главных ее элемента:
- когнитивная составляющая установки - убеждение;
- эмоционально-оценочная составляющая установки – эмоциональное отношение к убеждению;
- поведенческая составляющая.
Эти элементы установки конкретизируются – образ Я – представления индивида о самом себе, самооценка – это аффективняа оценка этого представления и потенциальная поведенческая реакция.
Самооценка показывает, как человек оценивает свои собственные качества в сравнении с другими. Самооценка является ядром личности, её центральным образованием и в значительной степени определяет социальную адаптацию, регулирует поведение и деятельность.
Формируется самооценка в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия. Любая личность не может постоянно находиться в состоянии острого дискомфорта и дистресса, отсюда ее самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Например, в подростковой среде это будет переход подростка в ту группу, где оценка личности подростка окружающими будет адекватна его самооценке или даже превзойдет её. В этом случае самооценка подростка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.
Самосознание как источник формирования «Я-концепции»
По мнению И.С. Кона, сознательное «Я» формируется в подростковом и юношеском возрасте. Ранний юношеский возраст – это возраст взросления или переходный возраст, границы которого сдвинулись вниз и охватывают период с 10-11 до 14-15 лет.Сдвигаются и границы юности, которая начинается с 15-17 лет и завершается к 20-21 году.
В этом возрасте самосознание развивается ярко и наглядно, в этом сходятся исследователи разных школ и направлений. Все авторы практически единодушны в описании развития самосознания. Интерес к собственному внутреннему миру возникает в 11 лет и к раннему юношескому возрасту формируется относительно устойчивое представление о себе, Я-концепции.
К 16-17 годам появляется личностное новообразование, получившее в психологической литературе название «самоопределение». Интерес к собственному «Я» и рост самосознания вытекает у подростков непосредственно из полового созревания и физического развития. Растущая самостоятельность означает переход от системы внешнего управления к самоуправлению, которое требует информации об объекте. При самоуправлении – это информация о самом себе, что значит самосознание.
Я-концепция, сформировавшаяся в процессе самопознания, проверяется и корректируется практикой. Она оказывает влияние на весь строй психики, в целом на мировосприятие и обуславливает основную линию поведения человека.
Юношеский возраст очень чувствителен к «внутренним» психологическим проблемам, чем он старше, тем его больше волнует психологическое содержание происходящего действия.
С сознанием своей уникальности и неповторимости к подростку приходит чувство одиночества. В этот период юношеское «Я» ещё очень расплывчато и переживается как смутное беспокойство, возникает ощущение внутренней пустоты, а её необходимо чем-то заполнить, поэтому возрастает потребность в общении.
Как сложное психическое новообразование, самосознание проходит ряд стадий, которые сменяют друг друга. Исходя из этого, ранний юношеский возраст является началом формирования нового уровня самосознания, специфической чертой которого является повышение значимости системы собственных ценностей для формирования Я-концепции.
В самопознании самого себя, своего внутреннего мира, одним из основных механизмов является личностная рефлексия. Она понимается как деятельность личного самопознания, когда человек не просто исследует свой внутренний мир, но ещё исследует и себя как исследователя.
Рефлексивные ожидания являются феноменом личностной рефлексии – это представления о том, что о человеке думают другие люди его круга общения. Интенсивность юношеской рефлексии зависит от социальных, индивидуально-типологических, биографических факторов. Правда, их соотношение изучено ещё недостаточно. Развитие личностной концепции ещё в ранней юности отражается на особенностях Я-концепции.
Источники развития Я-концепции
К наиболее важным источникам формирования Я-концепции относятся:
- телесное «Я»;
- язык как способность формировать представления о себе и других людях;
- интерпретация обратной связи о себе от значимых других;
- идентификация с моделью половой роли;
- практика семейного воспитания детей.
Что касается телесного «Я», то оно как ни один другой элемент открыт для внешнего обозрения и социальных оценок.Если существует идеальная «Я-концепция» себя, то, видимо, существует идеальный образ тела, который формируется у индивида на основе усвоения культурных норм и стереотипов. По всей вероятности, если образ тела близок к идеалу, то у индивида в целом высокая «Я-концепция». Правда, идеальные представления со временем меняются.
Вторым источником развития «Я-концепции» является язык, значение которого очевидно.
Развитие способности ребенка помогает ему выделить из символического отражения мира себя, а это есть первый толчок к развитию «Я-концепции». Обратная связь от значимых других является следующим источником формирования «Я-концепции». Она помогает приобрести опыт принятия себя другими.
Исследователи по проблемам личности убеждены в том, что стандарты, которые устанавливают значимые другие для развития «Я-концепции» жизненно важны, потому что помогают индивиду убедиться в том, принимают его или отвергают.
В результате изучения этого вопроса специалисты выделили общую закономерность – когда другие принимают личность, то формируется положительная «Я-концепция», если отвергают, то – отрицательная.
Универсальным и очень важным компонентом «Я-концепции» является формирование представлений о половой роли и ее освоение.
Не вызывает сомнения тот факт, что огромное значение на развитие «Я-концепции» имеет практика воспитания детей в семье. Базовая основа личности и «Я-концепции», считает большинство психологов, закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Семейные отношения выступают для ребенка прототипом будущих отношений с людьми.
Семейное воспитание в разных семьях различно, но в целом, можно выделить следующие условия, способствующие развитию здоровой высокой самооценки личности:
- теплое, сердечное, уважительное отношение к ребенку;
- установление социальных норм, границ и правил поведения ребенка и поддержание этих норм родителями;
- уважение инициативы ребенка в установленных пределах;
- отсутствие в общении с детьми агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности.