Понятие и сущность внимания, его влияние на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста
Внимание – это состояние сосредоточенности и направленности сознания на определенные объекты с одновременным отвлечением от всего остального.
Направленность внимания подразумевает избирательный и селективный характер течения познавательной деятельности ребенка. Внимание может быть направлено на разнообразные объекты окружающего мира, а также на собственные переживания и чувства. В зависимости от этой направленности различают внешнее направление, внутренне направление и самонаправление внимания.
Сосредоточенность – это удержание внимания на каком-то одном объекте при одновременном игнорировании других объектов, а также большее или меньшее углубление в содержание психической деятельности.
Одними из основных свойств внимания являются устойчивость и переключение.
Устойчивость внимания – это время сохранения сосредоточения на конкретном объекте или явлении, длительность удержания внимания, сопротивляемость отвлечению и утомляемости.
Особое влияние на уровень устойчивости внимания оказывает интерес. Например, при выполнении однотипных действий или упражнений, ребенок старшего дошкольного возраста, первые из них выполняет сосредоточенно и внимательно, а далее интерес постепенно угасает, действия приобретают механический характер, то есть устойчивость внимания «страдает» и постепенно снижается.
Переключение внимания – это осуществление сознательного переноса внимания с одного объекта на другой, либо быстрый переход от одного вида деятельности к другому.
Принято выделять следующие типы переключения внимания:
- Преднамеренное переключение внимания – происходит в том случае, когда педагог изменяет характер деятельности ребенка, ставит перед ним новые задачи.
- Непреднамеренное переключение внимания – это переключение внимания, которое проходит легко, без особых волевых усилий и особого напряжения. Однако, необходимо различать отвлечение и переключение внимания. Так, если внимание «соскальзывает» со штатной деятельности, то это отвлечение.
Внимание оказывает влияние на развитие иных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Особенно необходимо отметить взаимосвязь уровней переключения и устойчивости внимания с развитием такого психического процесса как мышление. В ходе проведенных исследований было установлено, что чем выше уровень данных характеристик внимания, тем эффективнее протекает процесс формирования и развития мышления в период дошкольного детства.
Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
Мышление – это процесс, благодаря которому ребенок способен мысленно проникнуть за пределы того, что ему дано в восприятии и ощущениях.
Мышление позволяет ребенку старшего дошкольного возраста получать те знания, которые ему недоступны для получения иными органами чувств.
По своей природе мышление представляет более высокую ступень познания, которая характеризуется рациональностью, опосредованностью и условностью практической деятельности. Мышление практически всегда направлено на решение разнообразных задач, поиска ответов на вопросы и выхода из сложной ситуации.
Мышление представляет собой обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности в ее наиболее существенных отношениях и связях, происходящее в единстве с речью ребенка.
На особенности формирования мышления ребенка старшего дошкольного возраста оказывают влияние уровни развития речи и внимания.
Особенности мышления состоят в следующем:
Решение различных задач опосредованным путем – использование для решения задач разнообразных вспомогательных средств и приемов, каждый из которых направлен на получение необходимых для решения знаний. Ребенок прибегает к мышлению в том случае, когда применение непосредственного познания и имеющихся знаний становится невозможным. Решение задачи опосредованным путем означает, что для ее решения используются различные мыслительные операции (например, умозаключение).
Обобщение отражения окружающей действительности. Ребенок воспринимает окружающие предметы конкретно, но при этом он может размышлять о каждом из них. Например, воспринимает как отдельный предмет книгу, но может размышлять о ней как об источнике определенных знаний. Такое размышление позволяет не только глубже понять назначение предмета, но и установить его сходство и различие с другими предметами, выявить закономерные связи между разнообразными событиями и явлениями.
Отражение наиболее существенных связей и свойств окружающей действительности. Посредством мышления ребенок способен выделить в окружающих его предметах и явлениях что-то общее, при этом, не беря во внимание неглавное и несущественное. Например, ребенок размышляет о часах как о механизме, созданном для отсчета и определения времени. То есть, отсчет и определение времени – это главный признак часов. При этом ни цвет, ни форма, ни размер, ни материал из которого они сделаны, не имеют для ребенка существенного значения.
Основная особенность мышления заключается в том, что оно тесно и неразрывно связано с речью ребенка. То есть, посредством речи ребенок способен передать окружающим людям свои мысли, обозначит выявленные им признаки предметов и действий, указать на схожесть и различия и т.д. Язык и речь ребенка - это материальная оболочка его мыслей. Только в речевой форме мысли ребенка становятся доступными для других людей. У ребенка нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи.
Таким образом, в процессе мышления проявляется не только глубина познания ребенком окружающей его действительности, но и отчетливо выступают многие черты личности.