Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это нарушение развития всех аспектов речи, включая звуковой, лексический, грамматический и семантический. Оно диагностируется в случае сложных речевых расстройств у ребенка с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Методика исследования связи речевой и изобразительной деятельности

Для исследования состояния изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей старшего дошкольного возраста, включая их уровень знаний и представлений об окружающем мире, используются детские рисунки. В работе специалистов с такими детьми именно рисунки предоставляют богатый диагностический материал.

В соответствии с содержанием рисунка психолог судит об уровне речевого развития старшего дошкольника. Это делается по качеству изобразительных навыков, включая штриховку и силу нажима. Дети при штриховке иногда не могут регулировать силу наклона и рвут бумагу. У другого ребенка от карандаша почти не остается следа или он едва заметен. В этом случае цветовая гамма рисунка будет бледной, он как бы размывается и не обладает четкими границами.

Логопед проводит диагностику детей с нарушениями речи. Она может помочь в процессе выявления актуального уровня знаний и навыков детей, способствует построению коррекционно-развивающего процесса. Здесь важно учитывать личностно-ориентированный подход.

Для низких качественных показателей характерно то, что рисунок отличается схематичностью, нарушены пропорциональные соотнесенности элементов предмета, пропущены существенные детали. Такие дети могут изобразить лицо человека только овалом и двумя точками вместо глаз, размещая наиболее крупные части тела при отсутствии более мелких (глаз, волос, пальцев). Изображая дерево, не было сучьев, листьев; при рисовании домов стен, а крыша намечалась лишь контуром.

Проблемы с речью и изобразительная деятельность

Чаще всего материал для исследования детей, которые имеют речевые проблемы, отличается бедностью композиции. В таких рисунках нарушены пропорции: фигура человека могла быть выше, чем дом, ствол дерева по толщине был приближен к размерам дома и т. д. Достаточно часто рисунки детей непропорционально малы, если сравнивать их с размером листа.

«Взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что касается цвета, то дети с нарушениями речи из основных цветов используют 2-3 (не говоря об оттенках). Например, у ребенка можно спросить, почему он выбрал при изображении рисунка красный цвет. Как правило, он ответит: « Чтобы было красиво». Это обусловлено тем, что у детей с ОНР отсутствует мотивация выбора.

Логопед наблюдает за детьми с проблемами в речи и проводит анализ их рисунков. Это дает возможность определить слабое звено в речевом поведении таких детей, то есть уровень планирующей функции речи.

Уровень планирующей речи представляет собой важный фактор, который оказывает влияние на качественный показатель изобразительной деятельности (качество рисунка). При формировании образа у большей части детей снижаются умения действовать в соответствии со словесной инструкцией. По этой причине изображения обладают фрагментарным характером (например, на рисунке человеческая фигура может напоминать головонога).

Дети часто изображают только отдельные элементы скелета. Они могут допускать ошибки, размещая рисунок на плоскости листа. Как правило, ребенок с ОНР не умеет предварительно обговаривать детали, не планирует содержание рисунка. По этой причине у него нет развития сюжета. Если учесть выявленные изобразительные особенности дошкольников, которые имеют нарушения речи, то необходима соответствующая совместная коррекционная работа. Она необходима для повышения качества детского рисунка.

Речевая и изобразительная деятельность детей старшего школьного возраста с ОНР

Как известно, максимально полноценному восприятию прекрасного способствует наблюдение. Оно содействует появлению выразительных пейзажных описаний, характерных для детского словесного творчества. Осуществляя наблюдение, дети сопоставляют разные удаленные предметы в зависимости от величины, проводят их сравнение. В результате у них формируется желание изобразить то, что они увидели.

Связь изобразительной и речевой деятельности у детей с ОНР характеризуется тем, что дошкольники могут накапливать свой жизненный опыт в предметной деятельности и играх. Их они организуют вместе с педагогом, что способствует расширению знаний об окружающих предметах, быте и труде взрослых людей.

Специалисты разработали перечень интегрированных занятий, сочетающих части разных видов изобразительной деятельности:

  • Лепка,
  • Аппликация;
  • Рисование.

Для исследования в работе с детьми применялись различные материалы и нетрадиционные техники (например, «набрызг», «кляксография», «тампонирование», «монотипия», «граттаж», печать от руки и др.). Все это создает условия, при которых в течение всей изобразительной деятельности происходит поддержка высокого уровня активности и работоспособности. Что касается комплексного интегрированного подхода, то он существенно повышает внимание детей и качество занятий. Все это положительно отражается на конечном результате.

Детские работы необходимо систематически выставлять в галереи на обозрение одноклассников, родителей, учителей и гостей. Это будет повышать у детей с ОНР самооценку, придавая им уверенность в своих силах. Вместе с данными методами, дошкольникам с низким уровнем изобразительной деятельности нужно предлагать работу с трафаретами. Это даст возможность закреплять представления о строении изображений.

Для формирования у ребенка с ОНР более сложного рисунка, важно закрепить умение изображать дерево, птиц, животных в разное время года. Ребенок учится в ходе занятий лепить от простого к сложному. Логопед должен подходить избирательно к программным требованиям, поскольку нужно учитывать особенности каждого ребенка (учитывать личностно-ориентированный подход и индивидуальные возможности). Это обусловлено тем, что у дошкольника с ОНР, как правило, нарушена моторика мелких мышц. По этой причине им особенно необходимо лепка.

Лепить можно начинать с самых простых форм (например, шар, цилиндр), постепенно переделывая существенные преобразования этих форм (например, в различные овощи и фрукты, животных, людей). На первой стадии предметы, которые вылепили дети, должны являться отображением предметов и вещей, которые они увидели в повседневной жизни.

Очень большую работу важно проводить в области овладения композиционным построением сюжетного рисунка. В этом специалистам поможет тонированная бумага. Эти методы помогут усилить у детей ответственность за создание изображений, интерес и эмоциональный настрой. Помогут игры с экраном, с элементами накладных полей (изображениями и предметами). Таким образом, ребенок постепенно учится рисовать многоплановые композиции, которые наблюдает в жизни.

Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot