Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между индивидами, вызванный потребностью совместной деятельности и включающий в себя три составляющие: обмен информацией, обмен действиями и социальную перцепцию.
Сущность общения
Общение представляет собой сложный и многоплановый процесс. Он обусловлен установлением и развитием контактов при совместной деятельности людей. Говоря иначе, общение состоит в обмене сведениями между людьми при их взаимодействии друг с другом. Ученые считают способность общаться одним из важнейших, если не самым важным приобретением человека в процессе эволюционного развития.
В ходе различных исследований общение рассматривалось в качестве социально-психологического явления, вмещающего в себя все многообразные духовные и материальные формы жизнедеятельности. Для человека общение и деятельность являются главной насущной потребностью.
Для осуществления обмена информацией человек, прежде всего, должен вступить в контакт (общение), после чего им производятся попытки достичь единого понимания в ходе совместной деятельности.
В рамках единого процесса общения психологи выделяют 3 базовые функции:
- Коммуникативную (информация передается, получается и происходит обмен ею);
- Интерактивную (осуществляется взаимодействие)
- Перцептивную (происходит восприятие, понимание или взаимопонимание).
Перечисленные характеристики имеют значение как для определения предмета общения, так и самого межличностного контакта. Категория «общение» способна не только указывать на межличностный характер взаимодействия, ее можно отнести к особого рода деятельности. В ее результате возникает психологический контакт участников общения, причем возникающее взаимодействие обладает психологической окраской, что представляет собой основную характеристику межличностного общения.
Для эффективного осуществления совместной деятельности, необходимо построение ее плана. Для этой цели каждый участник должен прийти к оптимальному пониманию целей и задач деятельности, уяснив специфику ее объекта и возможности каждого индивида. Сам процесс общения, включенный в деятельность, дает возможность осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности.
Понятие деятельности
Психологи рассматривают деятельность как динамическую систему взаимодействия субъектов с внешним миром. В ее процессе человек осознанно и целенаправленно влияет на объект, за счет чего он удовлетворяет собственные потребности. Во всех видах деятельности, включая исполнительную, управленческую и научную, большую роль играет сознание, причем, чем сложнее деятельность, тем больше в ней значение психологического элемента.
Сама деятельность способна выступать как основа формирования личности. В ходе деятельности в субъекте воплощается психический образ соответствующего объекта окружающей среды. Далее реализуется образ отношения субъекта к составляющей предметной действительности.
Отечественным психологом С. Л. Рубинштейном выделялись следующие базовые признаки феномена человеческой деятельности:
- Субъектность (принадлежность людям, а не животным);
- Осуществление в условиях совместной деятельности индивидов;
- Наличие взаимодействия субъекта и объекта (предметность, реальность, содержательность);
- Целенаправленность.
В психологии понятие «деятельность» используют в качестве выражения неразрывной связи человека и мира. Она представляет собой понимание психического как составляющей, изначально включенной в данную связь.
Деятельность — это форма активного отношения индивида к действительности, сконцентрированная на достижении сознательно поставленной цели.
Общение и деятельность
В традиционном смысле понятия «общение» и «деятельность» считаются совершенно самостоятельными. Для отечественной психологии концепция единства — является одной из основополагающих. В широкой трактовке общение рассматривают в качестве аспекта совместной деятельности и важнейшего условия присвоения людьми достижений исторического развития.
Межличностное общение так или иначе вплетено в определенную деятельность. Это обусловлено тем, что вне общения людей друг с другом нельзя представить процесс труда, обучения и др. В свою очередь, вид деятельности, в рамки которого включено общение, оказывает воздействие на его содержание и форму.
Для каждого этапа возрастного развития присущ ведущий вид деятельности. В соответствии с этим формируется и определенный вид общения. Деятельность, осуществляемая с помощью общения не только организована, но и постоянно обогащается. В ее пределах проявляются новые связи и отношения между индивидами.
Общение рассматривается как одно из проявлений совместной деятельности. Она включает не только труд, но и непосредственное общение при его осуществлении. Общение и деятельность классифицируют на 3 стороны, связанные между собой: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.
Первая из них означает установку определенных взаимоотношений на основании процесса восприятия противоположной стороны. Целью коммуникативного общения в ходе деятельности является обмен информации. Интерактивная сторона здесь отвечает за организацию взаимодействия, которое направлено на решение общей проблемы.
В психологии существует несколько исследований, которые подтверждают так называемое единство общения и деятельности. Как правило, люди, занятые одним делом, в любом случае будут общаться (например, по поводу самой деятельности). Получается, что без общения невозможна деятельность.
С другой стороны, само общение многие психологи считают видом деятельности (так называемая речевая деятельность). Здесь деятельность осуществляется в ходе понимания полученных сведений, а также при их передаче другому человеку (письменно или устно).
Единство общения и деятельности состоит также в том, в ходе деятельности происходит своеобразное «формирование» как такового общения. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что при совместной деятельности люди обогащаются с помощью общения.