Поведение — это взаимодействие со средой, которое характерно для живых существ и опосредовано их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Оно заключается в ориентированной на цель активности живого организма, служащей для осуществления контакта с внешним миром.
Факторы и особенности поведения
Базисом поведения являются потребности организма, над которыми располагается подстройка в виде исполнительных действий, служащих их удовлетворению. В состав факторов поведения можно включить:
- Совокупность внешних проявлений физиологических процессов, которые связаны с состоянием, деятельностью и общением индивидов (например, поза, мимика, интонация);
- Систему отдельных движений и жестов;
- Действия в качестве более крупных актов поведения, имеющих соответствующий смысл;
- Поступки как еще более укрупненные акты, которые обладают общественным, социальным значением и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой.
Связь поведения и социальных установок обусловлена тем, что чем выше вид поднимается по эволюционной лестнице, тем в большей мере стереотипное поведение замещается на приобретенное.
В соответствии с позицией С. Л. Рубинштейна, поведение представляет собой особую форму деятельности. Она может стать именно поведением только в том случае, когда мотивация действий из предметного плана перешла в план личностно-общественных отношений. Оба плана считаются неразрывными, поскольку реализация личностных и общественных отношений происходит посредством предметных.
Поведение людей обладает природными предпосылками. В его основе лежит социально обусловленная, опосредованная языком и прочими знаковыми и смысловыми системами деятельность. Типичной формой этой деятельности является труд, а атрибут представлен общением.
Своеобразие поведения человека напрямую зависит от характера его взаимоотношений с группами, участником которых он является. Человек зависит, таким образом, от норм групповых, ценностных ориентации, а также ролевых предписаний. Неадекватное поведение негативным образом отражается на межличностных отношениях. Главным в поведении индивида считается отношение к моральным нормам и социальным установкам. Единицей анализа поведения в этой ситуации является поступок.
Поведение – это взаимодействие живых существ и окружающей среды. Оно опосредуется через их внутреннюю, психическую активность. Различают поведение адекватное и неадекватное реальным условиям. Второе из них связано с ситуативной зависимостью индивида и с его личностными акцентуациями («слабые места»), пограничными и патологическими состояниями, воспитательными дефектами.
Понятие социальной установки, ее характеристики и структура
Социальная установка представляет собой целостное отражение, на почве которого проявляется созерцательное или действенное отражение. Оно состоит в своеобразном налаживании, настройке субъекта, включая его готовность к проявлению именно тех психических или моторных актов, которые обеспечивают отражение, адекватное ситуации.
Проявление первичной установки, как правило, связано с удовлетворением физиологических потребностей индивида в хорошо знакомых и несложных ситуациях. Здесь действие установки происходит на бессознательном уровне, что отличило ее от социальной установки, которая представляет собой состояние сознания человека.
Структура социальной установки состоит из нескольких компонентов:
- Когнитивная установка (содержит знания, мнения и убеждения, представления о социальных объектах);
- Аффективная установка, которая отражает эмоционально-оценочное отношение к объектам;
- Поведенческая установка, которая выражает потенциальную готовность личности в реализации определенного поведения в отношении объекта.
В состав признаков социальной установки входит социальный характер объектов, с которыми связано отношение и поведение человека, с осознанностью данных отношений и поведения, с эмоциональным компонентом отношений и поведения, а также с регулятивным значением самой социальной установки.
Связь установок и поведения
Когнитивисты полагали, что на изменение установок оказывает воздействие появление несоответствия в пределах когнитивной структуры человека, включая тщательное обдумывание достоинств и недостатков представляемых позиций, выдвижение своих доводов. Когнитивные реакции человека в отношении убеждающего сообщения способны влиять на степень, в которой это сообщение их действительно убеждает.
Бихевиористы рассматривали такую позицию, что изменение аттитюдов находится в зависимости от подкрепления. Изменение аттитюдов происходит с помощью системы вознаграждений и наказаний, а сам процесс убеждения осуществляется различными способами (через центральный и периферийный путь). Формирование мнения центральным путем происходит через анализ аргументов сообщения. Так, чем убедительнее будет аргумент, тем более устойчивой считается установка.
При создании мнения через периферийный путь убеждающий индивид должен обращаться к различным признакам (например, к авторитету источника информации как «проверенному аргументу»). В этой ситуации индивид способен принимать аргумент просто по той причине, что дело происходит в приятной обстановке, или по той причине, что источник информации для него кажется профессионалом.
Установка напрямую связана с поведением. Это взаимное влияние во многом предопределяет деятельность в качестве отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом характер взаимосвязи между поведением и установкой воздействует на большое число факторов, включая внешние и внутренние.
Внешние факторы — это нехватка времени или недостаток подходящей альтернативы, влияние непредсказуемых событий (например, когда люди по причине неожиданной ситуации действуют вопреки собственным аттитюдам). Внутренние факторы состоят из жизненной позиций, находящей отражение в убеждениях и ценностях, интересов личности.