Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь локуса контроля и отношения к деньгам у старших школьников

Все предметы / Психология / Взаимосвязь локуса контроля и отношения к деньгам у старших школьников
Определение 1

Локус контроля — это категория психологии, обозначающая личностное свойство индивида приписывать свои успехи или неудачи лишь внутренним или внешним факторам.

Особенности отношения старших школьников к деньгам

Отношение детей к деньгам представляет собой проблему, которую в российской науке начали рассматривать относительно недавно - в 90-х годах прошлого века. Тем не менее, к настоящему времени накоплен интересный материал, с помощью которого можно характеризовать динамику базовых экономических ценностей старших школьников.

Ученые обратили внимание на связь локус контроля и отношения к деньгам у детей. Это связано, прежде всего, с влиянием:

  • НТП (научно-технического прогресса);
  • Образовательной среды;
  • Семейных ценностей и установок;
  • Социализацией и ценностными ориентациями современной молодежи.

Исследования показали, что новой чертой поведения в экономическом плане становится рост значения денежной мотивации. К примеру, Е. В. Щедрина отметила, что ощущение себя бедным (богатым) способно повлиять на формирование профессионального выбора человека.

Отсутствие денежных средств у старших школьников, воспитывающихся в бедных семьях, побуждает их выбрать профессию с более высоким заработком. Они становятся организаторами коммерческой или производственной деятельности. Как следствие, наличие экономического самосознания становится фактором выбора самой профессии и типа экономической деятельности (например, предпринимательство или наемный труд).

Выбор вида экономической деятельности можно связать не только с ощущением старшего школьника себя богатым или бедным, сколько с ценностным отношением к деньгам и с локусом контроля, который выступает в качестве восприятия денег как средства или цели.

Исследования локуса контроля

В исследованиях психологов были получены результаты, показывающие, что можно наблюдать некоторые отличия в отношении денег у старшеклассников, которые ориентируются в будущем на предпринимательскую деятельность и работу по найму. Именно это определяет их локус контроля.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, старшеклассники, которые планируют работать чиновниками, показали более терминальное отношение к деньгам. Малочисленная выборка не позволяет сформировать окончательные выводы, что предопределило осуществление еще нескольких исследований.

Среди методов исследования можно выделить:

  • Стандартизированное интервью, для которого предусмотрена специально разработанная программа исследования (состоит из открытых и закрытых вопросов);
  • Шкалы наименований;
  • Порядковые шкалы.

Методы обработки результатов включают методики описательной статистики, контент-анализ, критерии Пирсона и Фишера.

При проведении исследования было определено, что в представлениях о выборе экономической деятельности в будущем у старших школьников, учащихся в привилегированных и обычных школах, проявляются различия и сходства. Различия включают в себя степень определенности представлений о своей области работы в будущем (так, ученики престижных школ с большей ясностью представляли свое будущее).

Отличия были обнаружены в мотивации трудовой деятельности старшеклассников, которые планировали становиться наемными работниками государственной сферы. Старшие школьники престижных школ в большей степени идеализируют труд, а их мотивы сильно отличаются от соответствующих мотивов труда взрослых людей. Это отличие ученые объяснили относительно большим количеством материальных проблем в семьях школьников, и, соответственно, большей их осведомленностью о реальных сложностях трудовой деятельности.

Связь отношения к деньгам и локуса контроля

На основе проведенных исследований было выведено, что предпринимательство как вид экономической деятельности выбирает не более трети старших школьников. Основная масса старшеклассников ориентирована на наемный труд.

Мотивация к предпринимательской деятельности способна возникать уже в ранней юности как форма желания работать на самого себя. Было определено, что базовые мотивы выбора предпринимательской деятельности у юношей и девушек в 16 - 17 лет полностью совпали с мотивацией предпринимательской деятельности у взрослого человека.

Группы старших школьников, которые выбирают предпринимательство, ученые характеризуют более четкими и оформленными мотивами выбора вида экономической деятельности. Сравнение происходило с учащимися, ориентированными на наемный труд.

Соотношение между экономическим и профессиональным выбором в представлениях старших школьников из школ разного уровня подготовки также отразило разницу в локусе контроля. На первой стадии исследований было выявлено, что экономический выбор производится немного ранее, чем профессиональный. Если почти все респонденты определили вид экономической деятельности, то при профессиональном самоопределении осуществить выбор в отношении определенной сферы знаний смогли только 3/5 опрошенных старшеклассников.

Доля старших школьников, которые не имеют однозначного предпочтения в профессии, остается неизменной. Тем не менее, если учесть рост количества старшеклассников, которые не представляют себе экономическую сферу, где они желали бы работать, асимметричность экономического и профессионального самоопределения значительно снизилась.

Ученые подтвердили вывод, который показывает временную неравномерность различных видов самоопределения. Так, выбор экономической деятельности предопределяет конкретный профессиональный выбор и его независимость от уровня школьной подготовки и специальной направленности образования.

Локус контроля и отношение к деньгам связаны таким образом, что потенциальные предприниматели отличаются от потенциальных наемных работников. Они слабо представляют для себя отрасль экономики, в которой хотели бы работать дальше. Старшеклассники, выбравшие наемный труд, показали более высокий уровень профессионального самоопределения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис