Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование рецептивных видов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Все предметы / Психология / Формирование рецептивных видов речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Определение 1

Рецептивный вид речевой деятельности – это раскодирование (дешифровка) визуальной или аудиальной информации.

Развитие речи дошкольника с позиции теории речевой деятельности

Речевая деятельность представляет собой активный и целенаправленный, опосредованный через языковую систему и обусловленный ситуацией общения процесс. В его рамках происходит передача или прием сообщений, то есть процессы продукции и рецепции.

Замечание 1

В методике преподавания разграничиваются продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности. Первые из них включают процессы, относящиеся к порождению речи, а именно - говорение (порождение устной речи) и письмо (порождение письменной речи).

Рецептивные виды речевой деятельности состоят из процессов, которые связаны с восприятием речи. К ним относятся аудирование (восприятие устной речи) и чтение (восприятие письменной речи).

Например, современная методика обучения иностранным языкам содержит рекомендации об одновременном обучении всем видам речевой деятельности (продуктивным и рецептивным). Данное взаимосвязанное обучение, касающееся видов речевой деятельности, происходит на базе общего языкового материала. Для него разработано несколько специальных упражнений.

Рецептивные виды речевой деятельности

Аудирование представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, суть которого состоит в одновременном восприятии и понимание речи на слух. Второй рецептивный вид речевой деятельности – чтение, его суть состоит в восприятии и понимании письменного текста.

Аудирование можно представить в виде сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельности, которая связана с восприятием, пониманием и активной обработкой сведений, содержащихся в устных речевых сообщениях.

Готовые работы на аналогичную тему

Основа внутреннего механизма аудирования включает несколько психических процессов:

  • Восприятие на слух и узнавание;
  • Внимание;
  • Антиципацию,
  • Предвосхищение (так называемое вероятностное прогнозирование);
  • Смысловую догадку;
  • Сегментирование речевого потока и группировку;
  • Информативный анализ, в основе которого лежит вычленение единиц смысловой информации;
  • Итоговый синтез, который предполагает интерпретацию воспринимаемых сообщений.

Аудирование состоит также из нескольких аудитивных навыков, интеграция которых способна обеспечивать владение таким видом речевой деятельности. Они включают слухо-произносительные навыки, представляющие собой доведенную до автоматизма способность без ошибок, быстро и одновременно воспринимать и узнавать фонетический код, и рецептивные лексико-грамматические навыки.

Для успешного формирования такого рецептивного навыка как аудирование, важно учитывать факторы, которые предопределяют успех восприятия и понимания иностранной речи на слух. Такие факторы включают темп речевых сообщений, число предъявлений и объемы речевых сообщений, опору и ориентир восприятия (запоминания) в различных ситуациях речевого общения.

Система упражнений для формирования навыка аудирования устраняет психологические и лингвистические трудности восприятие на слух сообщений, а также обеспечивает корреляцию аудирования с прочими видами речевой деятельности (в первую очередь, это касается говорения). Важен здесь и сам процесс управления формированием умений и навыков аудирования для успешной реализации итоговой практической цели и промежуточных задач обучения.

Отечественная методика состоит из двух подсистем упражнений, направленных на развитие рецептивных навыков у дошкольников, - тренировочной (подготовительной) и речевой (коммуникативной) подсистем.

Подсистема тренировочных и подготовительных упражнений предназначена для создания основ и средств для осуществления аудирования в качестве вида речевой деятельности. Она обеспечивает технический аспект аудирования, снимая лингвистические и психологические барьеры смыслового восприятия. Она помогает также развивать умения логико-смысловой обработки слов и микротекстов.

Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений оказывает влияние на выработку умения воспринимать речевые сообщения в условии, приближенному к естественному речевому общению. Здесь нет опор и подсказок, как нет и предварительного знакомства с ситуацией или темой.

Формирование навыка чтения как рецептивного вида речевой деятельности

Чтение — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая складывается из восприятия и понимания текста.

Например, для того, чтобы понимать иностранный текст необходимо наличие некоторой перцептивно-смысловой базы (владение фонетическими, лексическими и грамматическими информативными навыками, делающими процесс опознания мгновенным).

В развитии навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста большое значение имеют следующие аспекты:

  • Речевой слух,
  • Прогнозирование,
  • Память.

Роль речевого слуха при обучении чтению может быть определена особенностями звукобуквенной системы, характерной для печатного текста. Читающий дошкольник должен владеть звуковыми (буквенными) ассоциациями, умея вычленять звук из речевого потока и дифференцируя его.

Прогнозирование влияет на создание у дошкольника установки эмоционального настроя (готовности научиться читать). Важным условием этого процесса считается наличие и систематизация прошедшего опыта. Чем опытнее будет читающий ребенок, тем более точной будет у него антиципация содержания.

Успех вероятностного прогнозирования полностью зависит от соотношения известных и неизвестных слов, а также от степени знакомства с темой. Навык чтения с позиции мыслительных процессов должен протекать на нескольких уровнях. В первую очередь, нужно понимать содержание примерно до творческого прочтения. Здесь читающий дошкольник не только понимает ход мыслей автора, но и способен сравнивать, синтезировать прочитанное, принимая или отвергая основную мысль.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис