Локус контроля — это категория психологии, обозначающая личностное свойство индивида приписывать свои успехи или неудачи лишь внутренним или внешним факторам.
Особенности отношения старших школьников к деньгам
Отношение детей к деньгам представляет собой проблему, которую в российской науке начали рассматривать относительно недавно - в 90-х годах прошлого века. Тем не менее, к настоящему времени накоплен интересный материал, с помощью которого можно характеризовать динамику базовых экономических ценностей старших школьников.
Ученые обратили внимание на связь локус контроля и отношения к деньгам у детей. Это связано, прежде всего, с влиянием:
- НТП (научно-технического прогресса);
- Образовательной среды;
- Семейных ценностей и установок;
- Социализацией и ценностными ориентациями современной молодежи.
Исследования показали, что новой чертой поведения в экономическом плане становится рост значения денежной мотивации. К примеру, Е. В. Щедрина отметила, что ощущение себя бедным (богатым) способно повлиять на формирование профессионального выбора человека.
Отсутствие денежных средств у старших школьников, воспитывающихся в бедных семьях, побуждает их выбрать профессию с более высоким заработком. Они становятся организаторами коммерческой или производственной деятельности. Как следствие, наличие экономического самосознания становится фактором выбора самой профессии и типа экономической деятельности (например, предпринимательство или наемный труд).
Выбор вида экономической деятельности можно связать не только с ощущением старшего школьника себя богатым или бедным, сколько с ценностным отношением к деньгам и с локусом контроля, который выступает в качестве восприятия денег как средства или цели.
Исследования локуса контроля
В исследованиях психологов были получены результаты, показывающие, что можно наблюдать некоторые отличия в отношении денег у старшеклассников, которые ориентируются в будущем на предпринимательскую деятельность и работу по найму. Именно это определяет их локус контроля.
Так, старшеклассники, которые планируют работать чиновниками, показали более терминальное отношение к деньгам. Малочисленная выборка не позволяет сформировать окончательные выводы, что предопределило осуществление еще нескольких исследований.
Среди методов исследования можно выделить:
- Стандартизированное интервью, для которого предусмотрена специально разработанная программа исследования (состоит из открытых и закрытых вопросов);
- Шкалы наименований;
- Порядковые шкалы.
Методы обработки результатов включают методики описательной статистики, контент-анализ, критерии Пирсона и Фишера.
При проведении исследования было определено, что в представлениях о выборе экономической деятельности в будущем у старших школьников, учащихся в привилегированных и обычных школах, проявляются различия и сходства. Различия включают в себя степень определенности представлений о своей области работы в будущем (так, ученики престижных школ с большей ясностью представляли свое будущее).
Отличия были обнаружены в мотивации трудовой деятельности старшеклассников, которые планировали становиться наемными работниками государственной сферы. Старшие школьники престижных школ в большей степени идеализируют труд, а их мотивы сильно отличаются от соответствующих мотивов труда взрослых людей. Это отличие ученые объяснили относительно большим количеством материальных проблем в семьях школьников, и, соответственно, большей их осведомленностью о реальных сложностях трудовой деятельности.
Связь отношения к деньгам и локуса контроля
На основе проведенных исследований было выведено, что предпринимательство как вид экономической деятельности выбирает не более трети старших школьников. Основная масса старшеклассников ориентирована на наемный труд.
Мотивация к предпринимательской деятельности способна возникать уже в ранней юности как форма желания работать на самого себя. Было определено, что базовые мотивы выбора предпринимательской деятельности у юношей и девушек в 16 - 17 лет полностью совпали с мотивацией предпринимательской деятельности у взрослого человека.
Группы старших школьников, которые выбирают предпринимательство, ученые характеризуют более четкими и оформленными мотивами выбора вида экономической деятельности. Сравнение происходило с учащимися, ориентированными на наемный труд.
Соотношение между экономическим и профессиональным выбором в представлениях старших школьников из школ разного уровня подготовки также отразило разницу в локусе контроля. На первой стадии исследований было выявлено, что экономический выбор производится немного ранее, чем профессиональный. Если почти все респонденты определили вид экономической деятельности, то при профессиональном самоопределении осуществить выбор в отношении определенной сферы знаний смогли только 3/5 опрошенных старшеклассников.
Доля старших школьников, которые не имеют однозначного предпочтения в профессии, остается неизменной. Тем не менее, если учесть рост количества старшеклассников, которые не представляют себе экономическую сферу, где они желали бы работать, асимметричность экономического и профессионального самоопределения значительно снизилась.
Ученые подтвердили вывод, который показывает временную неравномерность различных видов самоопределения. Так, выбор экономической деятельности предопределяет конкретный профессиональный выбор и его независимость от уровня школьной подготовки и специальной направленности образования.
Локус контроля и отношение к деньгам связаны таким образом, что потенциальные предприниматели отличаются от потенциальных наемных работников. Они слабо представляют для себя отрасль экономики, в которой хотели бы работать дальше. Старшеклассники, выбравшие наемный труд, показали более высокий уровень профессионального самоопределения.