Лидерские способности — это способности человека, которые позволяют ему вести за собой других людей. Это то, что дает ему возможность управлять, идти впереди, быть авторитетом для окружающих.
Понятие и функции лидерства
Лидерские способности присущи формальным и неформальным лидерам. Формальное лидерство предполагает осуществление влияния на подчиненных в связи с позиции занимаемой должности. Влияние на людей с помощью личных способностей, умений и других ресурсов называется неформальное лидерство. Для идеального лидерства должны сочетаться 2 основы власти: личностная и организационная. Решение проблем, которые возникают перед малыми группами людей при достижении общей цели, должны решаться через сплочение вокруг одного лидера.
Лидерские качества – это качества члена группы (коллектива, общности), который является авторитетной личностью, завоевавшей авторитет и право воздействовать на других. Они играют центральную роль в организации соответствующих отношений и совместных действий.
Лидер представляет собой порождение структуры взаимоотношений определенной малой или большой группы. Саму структуру определяют цели общности, ценности и нормы, которые в ней действуют. В результате взаимодействия выдвигается конкретный лидер, олицетворяющий систему целей и ценностей, предпочитаемых другими людьми. Он как бы выступает их непосредственным проводником с признанием права вести за собой других и являться последней инстанцией в оценке новых ситуаций и обстоятельств.
Многие исследователи считают, что лидеры обладают особыми качествами. Многие из них связывают их с соответствующим социальным статусом в малой группе. Качества лидера, как правило, отличают его от других людей. Однако это не всегда так. Современные исследования показывают, что эффективный лидер отличается от других людей не только социальным статусом, но и следующими характеристиками:
- Мотивация к лидерству (ведет за собой людей, влияет на окружающих);
- Когнитивные способности (обрабатывают и интерпретируют большие объемы информации);
- Приспособляемость (адаптация к потребностям свих почитателей и к изменяющимся требованиям).
Лидерские способности в малых группах
Малая группа представляет собой ограниченную по составу и времени существования группу. Ее участники объединяются через общую экономическую деятельность, которая направлена на достижение конкретной цели. Любые структурные отношения, включая групповые нормы и принципы, подчиняются данной цели и должны быть согласованы между собой определенными принципами.
Вторичные малые группы представлены группами, предназначенными для реализации определенных целей. Как правило, внутри них практически не предусмотрены и не возникают эмоциональные отношения. Здесь преобладают предметные, чаще всего опосредованные контакты.
Любая малая группа в своем развитии должна пройти несколько этапов, связанных не с внутренними процессами, а определяющимися через уровень развития деятельности. Состояние группы может быть определено состоянием дела, которым она занимается. Лидер в малой группе подвергается воздействию со стороны надсистемы. По этой причине в отношении него предъявляются разные требования в соответствии с этапами развития дела.
Несмотря на то, что проблема лидерства и его связи с социальным статусом личности достаточно давно и широко обсуждается в науке, содержательная часть общепринятой категории «лидер» не способна отражать системный подход и требует уточнения.
Так, в Большой Советской Энциклопедии лидерство определяется в качестве механизма интеграции (социальной роли), реализованного одним человеком или частью группы. Этот человек может обладать определенным социальным статусом, тогда можно говорить о формальном лидерстве. Неформальный лидер не всегда наделен социальным статусом, являясь механизмом интеграции групповой деятельности и выполняя роль лидера.
Лидер как компонент группы и его социальный статус
Лидерские способности не только разные на различных уровнях, но и проявляются лидерами в соответствии с этим уровнем. Вместе с тем исследования лидерства с психологического подхода обеднили (и, как следствие, исказили) саму категорию лидерство. Они выдвинули на первое место способности, относящиеся больше к проявлению психологического воздействия. Теория проигнорировала другой аспект лидерской роли — социальный статус и значение восприятия информации, включая информационное воздействие на членов группы.
Сложность определения понятия «лидерство» в связи с социальным статусом связана с существованием различных подходов к лидерству. Они зависят от личных предпочтений, обычаев и природы выполняемых задач и личности людей, которые их выполняют. Например, Дж. Терри и П. Друкер рассматривали лидерские способности в контексте стимулирования действий последователей, что не всегда зависит от социального статуса. Дж. Терри понимал лидерство в качестве воздействия в малой группе, которое побуждает ее участников к достижению общей цели.
Другие ученые, проводя анализ лидерства в малых группах, выделили в качестве феномена воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или поведения отдельных ее участников. Определяя лидерство в качестве управленческого статуса и социальной позиции, связанной с принятием решений, необходимо определить, что такой человек должен находиться на руководящей должности. Эта позиция иногда встречается в литературе и приписана структурно-функциональному подходу. Считается, что она на себе несет неправомерную интеграцию двух разных содержаний, которые частично перекрывают понятийное поле, но не представляют собой синонимы.
Даунтон П. рассматривал лидерство, напротив, как положение в обществе. Оно характеризуется не только социальной ролью, но и способностью лица направлять и организовывать коллективное поведение одного или некоторых участников группы. Эта позиция сходится с рассмотрением общества в качестве сложной и иерархически построенной системы социальных позиций и ролей.