Стрессоустойчивость — это особое взаимодействие всех систем психической деятельности, в первую очередь, эмоциональных. Эта категория представляет собой свойство личности, с помощью которого обеспечивается гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности, что, как правило, способствует успешной деятельности человека.
Стрессоустойчивость и ее компоненты
Исследователи обратили внимание на существенную сторону стрессоустойчивости, говоря, что она может являться нецелесообразным явлением, поскольку характеризует отсутствие адекватного отражения меняющихся ситуаций. Часто данное качество свидетельствует о недостаточной гибкости и приспособляемости.
Одна из самых удачных трактовок стрессоустойчивости гласит, что это интегративное свойство личности. Оно характеризуется взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных составляющих психической деятельности индивида, обеспечивая оптимальное успешное достижение целей деятельности в сложных эмотивных ситуациях.
Стрессоустойчивость в профессиональной деятельности включает несколько элементов:
- Психофизиологический компонент (тип, свойства нервной системы);
- Мотивационный компонент (сила мотивов определяет степень эмоциональной устойчивости);
- Эмоциональный опыт личности (накапливается при преодолении негативного воздействия экстремальных ситуаций);
- Волевой компонент (выражен через сознательную саморегуляцию действий, приведение их в соответствие с требованиями ситуаций);
- Профессиональная подготовленность, информированность и готовности человека выполнять те или иные задачи;
- Интеллектуальный компонент (оценка требований ситуаций, прогноз возможного изменения, принятие решения о способах действий).
Особенности и параметры креативности
Креативность человека подразумевает доминирование нескольких личностных качеств: оригинальности, семантической гибкости, образной адаптивной гибкости и семантической спонатанной гибкости.
Оригинальность (нетривиальность, необычность) высказываемых идей представляет собой ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческие личности практически всегда и в любых случаях стараются определить свое собственное решение, которое отличается от других.
Семантическая гибкость заключается в способности увидеть объекты под новым углом зрения, обнаруживая их новое использование. Человек, обладающий этим качеством, способен расширять функциональное применение объекта на практике.
Образная адаптивная гибкость состоит в способности изменять восприятие объекта так, чтобы увидеть его новые стороны, скрытые от наблюдения. Семантическая спонтанная гибкость — это способность продуцировать различные идеи в неопределенной ситуации (в частности в той, которая не включает ориентиров для данных идей).
Гилфорд определил шесть основных параметров креативности:
- Способность обнаруживать проблему;
- Способность генерировать большое количество идей;
- Гибкость (продуцирование разнообразных идей);
- Оригинальность (нестандартный ответ на раздражитель);
- Способность совершенствовать объект, добавлять к нему детали;
- Способность решать проблемы с помощью синтеза и анализа.
Исследование связи стрессоустойчивости и креативности
Психологи проводили множество исследований, направленных на выявление взаимосвязи, которая возникает между стрессоустойчивостью и творческим мышлением (креативностью) в профессиональной деятельности. Самой популярной в этом процессе считается методика «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейн.
По данной методике происходит расчет индекса ресурсности (ИР). Он представляет собой показатель стрессоустойчивости. Чем больше его значение, тем в большей мере сбалансированы жизненные разочарования. Он показывает также то, что чем выше достижения и адаптационный потенциал личности, тем меньшей будет стрессовая уязвимость.
При проведении анализа результатов исследований, можно сделать вывод, что для людей с высоким уровнем стрессоустойчивости характерна готовность противостоять стрессорам. На основе этого было определено, что прямой зависимости между стрессоустойчивостью и невербальной креативностью нет. Значит, стрессоустойчивость работников нельзя связывать с их изобразительным творческим мышлением.
Тем не менее, была обнаружена связь между стрессоустойчивостью и словесным творческим мышление. Исходя из анализа результатов исследования вербальной креативности в рамках профессиональной деятельности, было выявлено, что почти половина работников обладает высоким уровнем вербальной креативности, примерно у 1/3 вербальная креативность среднего уровня, а для 20 % людей характерен низкий уровень вербальной креативности.
Средний индекс оригинальности представляет собой величину около 0,6. Он соответствует среднему уровню вербальной креативности и имеет тенденцию к высокому. В свою очередь, данный факт означает то, что у многих работников развито словесное творческое мышление, поэтому для них присущ хороший вербальный креативный потенциал.
Если же большая часть работников компании обладает высоким уровнем невербальной креативности (около 80-90 %, то есть средний индекс оригинальности составляет 0,8), то можно говорить о хорошо сформированном изобразительном творческом мышлении.
Таким образом, стрессоустойчивость и вербальная креативность профессиональной деятельности связаны через положительную корреляционную зависимость. Говоря другими словами, чем выше уровень стрессоустойчивости, тем более высоким будет уровень креативности. Помимо этого, исследования показали, что связь между стрессоустойчивостью и невербальной креативностью не прослеживается. То есть существует взаимная связь стрессоустойчивости и словесного творческого мышления.