Сущность эмоционального выгорания у медицинских работников
Эмоциональное выгорание – это эмоциональное, физическое и психическое истощение, развивающееся в результате длительного воздействия на психику человека стресса и стрессовых ситуаций в ходе его профессиональной деятельности.
Как показали проведенные психологами исследования, чаще всего синдрому эмоционального выгорания бывают подвержены работники социальной сферы, педагоги и медицинские работники.
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется:
- Ухудшением взаимоотношений с родственниками и коллегами.
- Нарастанием негативного отношения к пациентам.
- Злоупотреблением кофеином, никотином и алкоголем.
- Утратой чувства юмора, постоянным ощущением чувства вины или неудачи.
- Повышением уровня раздражительности.
- Возникновением желания изменить вид деятельности, «уйти» из профессии.
- Возникновением рассеянности, нарушениями сна, снижением иммунитета.
- Повышением общего уровня утомляемости, ощущением чувства усталости на протяжении всего рабочего дня.
В настоящее время существует несколько версий, которые объясняют причины возникновения и развития эмоционального выгорания у медицинских сотрудников.
К причинам эмоционального выгорания относят:
- Наличие проблем в организации и условиях труда медицинских работников.
- Личностные особенности медицинских работников, например, такие как низкая самооценка, высокий уровень невротизма, тревожность.
- Завышенные требования к себе как специалисту и профессионалу в области медицины.
Таким образом, под эмоциональным выгоранием у медицинских работников понимается определенное состояние, характеризующееся эмоциональным, психическим и физическим истощением, которое развивается вследствие хронического неразрешенного стресса на рабочем месте.
Стадии и симптомы эмоционального выгорания у медицинских работников
Симптомы эмоционального выгорания у медицинских работников целесообразно рассматривать в соответствии с фазами, описанными В.В. Бойко в 2011 году.
Симптомы и фазы эмоционального выгорания у медицинских работников (автор В.В. Бойко, 2011 год):
Фаза «напряжения». Характеризуется следующими симптомами:
- переживание разнообразных психотравмирующих факторов, которыми насыщена профессиональная деятельность медицинских работников;
- неудовлетворенность собой как профессионалом, в случае, если медицинский работник желает, но не может оказать помощь всем, кто в ней нуждается;
- симптом «загнанности в клетку», когда психотравмирующие обстоятельства начинают усиленно давить на специалиста, в результате чего у него возникает чувство безысходности.
Фаза «резистенции». Выделение данной фазы является условным, она наступает тогда, когда специалист начинает осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, посредством использования всех доступных ему средств. Формирование самозащиты осуществляется на фоне следующих симптомов:
- неадекватная эмоциональная реакция на различные психологические ситуации, как положительные, так и отрицательные;
- эмоционально-нравственная дезориентация, которая проявляется в том, что специалист начинает проявлять неадекватное отношение с коллегами;
- расширение сферы экономии эмоций, как основной способ защиты профессионала от стресса и ежедневных стрессовых ситуаций;
- попытка сократить или облегчить свои профессиональные обязанности, особенно те, которые требуют от специалиста больших эмоциональных затрат
- ощущение того, что уже не способен оказывать необходимую эмоциональную поддержку субъектам своей профессиональной деятельности (пациентам);
- личностная отстраненность от проблем пациентов;
- отклонения психического и физического самочувствия.
Таким образом, эмоциональное выгорание у медицинских работников развивается поэтапно. Каждый из этапов имеет характерные симптомы и признаки, вызванные конкретными факторами.
Особенности проявления копинг-стратегий у медицинских работников и их взаимосвязь с эмоциональным выгоранием
Копинг-стратегия – это способ, в соответствии с которым индивид осуществляет взаимодействие с окружающей ситуацией, соотнося ее с собственной значимостью в жизни и логикой.
Копинг-стратегия медицинского работника представляет собой динамично меняющуюся поведенческую, когнитивную и эмоциональную попытку справиться со специфическими профессиональными проблемами, которые медицинский работник рассматривает в качестве превышения или напряжения имеющихся у него профессиональных и личностных ресурсов.
Психологическое значение копинг-стратегий у медицинских работников состоит в том, что от их развитости зависит успешность адаптации специалиста к профессиональным требованиям и условиях. Копинг-поведение проявляется в том случае, когда медицинский работник попадает в сложную или кризисную ситуацию.
В настоящее время активно ведутся дискуссии по поводу того, что копинг-стратегии медицинских работников являются одним из механизмов психологической защиты при стрессовых ситуациях, а также предотвращают развитие у них эмоционального выгорания.
Разграничение механизмов защиты и совладания представляет собой значительную методическую и теоретическую трудность. Защита считается внутриличностным процессом, а совладание рассматривается как взаимодействие с окружающей средой. Следовательно, поведение совладания основывается на искажении отражения.
Стратегии поведения, включающие в себя психологические защиты и совладание, являются различными вариантами процесса адаптации и подобно внутренней картине жизненного пути подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные, в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня профессиональной деятельности медицинского работника.