Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь эффективности деятельности с показателями стресса

Все предметы / Психология / Взаимосвязь эффективности деятельности с показателями стресса
Определение 1

Стресс — это особое нервное состояние, а также специфическая приспособительная реакция организма, которая направлена на обеспечение самосохранения.

Особенности стресса

Стресс представляет собой не только беспокойство, которое способно охватывать эмоциональную и психологическую сферу. Он затрагивает также и физиологию человека, сопровождаясь беспокойством. Тем не менее, между данными понятиями ставить знак равенства нельзя.

В деятельности стресс не просто предполагает нервное напряжение. По аналогии с беспокойством, нервное напряжение может вызываться стрессом, но данные категории неравнозначны. Некоторые индивиды неосознанно проявляют признаки стрессового состояния, в то время как другой человек может держать его в себе и не проявлять даже в качестве нервного напряжения.

Стресс всегда является вредным и опасным явлением. Психологи выделяют и позитивный стресс. В некоторых ситуациях людям необходимо стремиться к такому состоянию, а не избегать его. Главное, безусловно, состоит в том, каким образом индивид проявляет реакцию на стресс. Стрессы неизбежны, но их негативное влияние может исключаться или эффективно контролироваться.

Деятельность может быть эффективной в случае экстремального воздействия. Если бы не было стрессов, не представлялось бы возможным успешное преодоление трудностей, которые возникают при усложнении условий. Устойчивость людей к проявлению различных стрессовых реакций определена, в первую очередь, индивидуальными психологическими особенностями и мотивационной личностной ориентацией.

Работа и деятельность в стрессовой ситуации, тем не менее, обязательно приведет к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов. Это может иметь и неблагоприятные последствия в отсроченном будущем. У каждого индивида есть собственный индивидуальный временной предел стресса.

Готовые работы на аналогичную тему

Как показали исследования, одинаковый раздражитель влияет на разных людей неодинаково. Для одних он способен превратиться в стрессор, порождая стрессовую реакцию, другой может его попросту не заметить. Эти реакции полностью зависят от индивидуальных личностных различий. В конечном итоге, именно система ценностей личности проявляется в определенных чертах и свойствах.

Стресс и деятельность работника

Стресс в работе влияет на деятельность сотрудников. Так, основные последствия стресса на психофизиологию работника, прежде всего, отражаются на 3 направлениях: физиология, психика, поведение.

Исследования показали, что у человека, который почти постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения, возникают физиологические нарушения. Это может быть язва двенадцатиперстной кишки и желудка, колиты, гипертония, астма, ожирение, диабет и др.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение то, что при стрессе, вызванном болезнью, болью, физическим страданием или эмоциональным потрясением, включаются очень сложные нервные механизмы.

Для физиологического механизма стресса характерно формирование в коре головного мозга интенсивного стойкого очага возбуждения. Он представляет собой доминанту, которая подчиняет себе всю деятельность организма, включая поступки и действия индивида. Для успокоения ее необходимо ликвидировать (разрядить) или создать новую.

Любые отвлекающие приемы (например, просмотр фильма, чтение романа, переключение на занятие любимым делом) фактически концентрируются на формировании конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее будет занятие, на которое переключается расстроенный человек, тем легче он сможет создать конкурирующую доминанту. По этой причине психологи рекомендуют каждому человеку иметь хобби, способное открывать дорогу позитивным эмоциям.

После появления доминанты происходит развитие особой цепной реакции при возбуждении одной из глубинных структур мозга гипоталамуса. Он заставляет близкую и особую железу (гипофиз) выделять в кровь большую дозу адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под его воздействием надпочечники начинают вырабатывать адреналин и прочие физиологически активные вещества (гормоны стресса), вызывающие многосторонний эффект.

По причине того, что стрессовая ситуация продолжает сохранять собственную актуальность, кора головного мозга вновь и вновь получает импульсы, которые поддерживают активность доминанты. В кровь все также поступают гормоны стресса. Таким образом, человеку нужно снижать для себя роль стрессового события или искать способы реализации желания.

Стресс и эффективность деятельности

В любой деятельности человека часто проявляются недостатки, которые приводят к стрессовым ситуациям. Например, в управленческой науке их называют «организационные факторы стресса».

В случае отсутствия нагрузки сотрудник будет пытаться найти себя в новом виде деятельности. Его все чаще посещает чувство скуки, что приводит к началу выполнения ненужных действий. Если же существует, наоборот, перегрузка работника, то это приведет к негативным реакциям в виде беспокойства, фрустрации, чувства безнадежности, ожидания потерь (санкции) и дистресса.

При средней и пониженной нагрузке последовательно возникают фрустрация, беспокойство в отношении своего положения в рабочей группе. Человек ощущает низкую ценность себя и со стороны руководителя, что приводит к стрессу.

Организационные проблемы, связанные с неумением управляющих осуществлять равномерное и обеспеченное ресурсами выполнение работ, способствуют перегрузке персонала. Низкое положение работника в компании, небольшая зарплата, отсутствие возможности продвигаться по службе, приводят к фрустрации и стрессу.

Факторы и условия, которые способны вызвать стресс, часто связаны с условиями труда. Примером могут быть:

  • Вибрация,
  • Шум,
  • Температура воздуха,
  • Запах.

На деятельность могут влиять также психологические факторы, личные переживания (отсутствие ясности цели и перспектив, неуверенность). Важные факторы стресса представлены плохими межличностными отношениями с коллегами, острыми и частыми конфликтами, отсутствием групповой сплоченности, чувством изолированности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис