Основные характеристики консультативных отношений
Психологическое консультирование - это разновидность психологической помощи, в которой основной вектор работы направлен на актуализацию внутренних ресурсов клиента, его самораскрытие и самоанализ.
Процесс психологического консультирования предполагает специфически построенные отношения, которые ориентированы на две основные задачи: формирование безопасного и доверительного консультативного пространства и реализацию непосредственной деятельности психолога-консультанта, направленной на раскрытие личностного потенциала клиента.
Таким образом, фигура консультанта является важным терапевтическим инструментом, способствующим актуализации личностных ресурсов клиента.
В процессе психологического консультирования между клиентом и консультантом формируются особые взаимоотношения. Эти взаимоотношения определяют степень самораскрытия личности клиента и консультанта.
Можно сказать, что данные отношения развиваются по двум направлениям: доверие/недоверие и понимание/непонимание. В рамках этих двух векторов прослеживается следующая динамика отношений:
- продуктивное взаимодействие - такие отношения складываются при сочетании доверия и понимания, а также соответствия общих интересов;
- продолжение переговоров - это вид отношений, в которых преобладает доверие друг к другу, но пока что недостает понимания общих интересов – не ясно, сможет ли консультант помочь клиенту, импонирует ли клиенту консультант;
- разрыв отношений - это этап, на котором нет доверия и понимания, а также разрознены интересы клиента и консультанта;
- установление контакта - это вид отношений, в которых преобладает понимание и недостаточно доверия: клиент понимает все необходимые требования и правила, но пока что еще не хватает области взаимного доверия для самораскрытия. Как правило такой вид характерен для первых 2-3 установочных сессий, в рамках которых происходит притирка консультанта и клиента друг к другу, нахождение в общих точек
Разрыв отношений является точкой бифуркации, из которой можно пойти либо вновь по тропе установления контакта и прояснить, что не было учтено, какие ценности, цели и мотивы не были приняты во внимание, чтобы впоследствии встроить их в продуктивное взаимодействие, либо по пути продолжения переговоров и прояснить, что сейчас не удовлетворяет клиента и консультанта, чтобы также войти в продуктивное взаимодействие.
Основные формы взаимоотношений
Консультативные отношения подразделяются на два вида: субъект-объектные отношения и субъект-субъектные отношения.
Субъект-объектные отношения - это вид отношений, в которых клиент является объектом, а консультант - субъектом. Данный вид отношений строится не на равных и применяется в директивных направлениях консультирования (психоаналитическое направление, когнитивно-поведенческое направление, коучинг). Здесь клиент является объектом консультативного процесса, он принимает информацию от консультанта, его роль более пассивна. Консультант в таких отношениях доминирует, занимает экспертную позицию.
Субъект-субъектные отношения - это вид отношений, в которых и клиент, и консультант являются субъектами в реализации консультативного процесса. То есть здесь уже они оба равны, и соответственно равна степень их ответственности за сам процесс консультирования. Такая форма отношений характерна для гуманистических направлений, в которых консультант выступает в роли зеркала, слушателя или вдохновителя, он поддерживает и сопровождает клиента в консультативном процессе, направляет его к самораскрытию.
Важно понимать, что оба этих формата взаимоотношений правомерны для консультирования, но пригодны для разных целей. Субъект-объектные отношения актуальны в кризисных ситуациях, дефицита времени и информации, ориентации на изменение неадаптивных убеждений и стереотипов, направленности на конкретный результат. Но с точки ответственности за этот результат, она в большей степени находится на консультанте. Как правило, такой вид отношений характеризуется тактическими изменениями личности. Субъект-субъектные отношения - это уже форма отношений, актуальная для запросов на глубинные и стратегические изменения, в этом случае клиент также ответственен за свои изменения.
Помимо этого, в клиентских отношениях существует также и уровень договорных отношений, устанавливаемых консультативным договором. Это очень важный уровень отношений, которым категорически нельзя пренебрегать. Этот уровень отношений в том числе обеспечивает безопасность, как клиента, так и консультанта, что немаловажно. Уровень договорных отношений отражает ряд правил консультирования, обязательства со стороны консультанта, обязательства со стороны клиента, которые скрепляются обоюдным согласием.
Основные проблемы во взаимоотношениях консультанта и психолога
Основные проблемы консультативных взаимоотношений касаются двух областей – проблемы относительно самого консультирования, и проблемы, возникающие непосредственно при работе с клиентом.
Проблемы первого рода касаются эффективности применяемых методов, валидности их применения, актуальности для данной задачи. То есть это тот спектр проблем, который определяется исключительно профессиональным опытом и знаниями самого консультанта.
Проблемы второго рода вытекают также из проблем первого рода, но могут выражаться и в самостоятельной форме. Во-первых, это могут быть проблемы, касающиеся степени понимания и приобщения к культуре клиента - не обязательно ее перенимать, но важно показывать, что консультант ее принимает. Это может проявляться через употребление слов, произносимых самих клиентом, что усиливает контакт и доверие.
Вторая проблема касается соответствия заявленных клиентом целей и реализуемых консультантом действий: с одной стороны, действия должны отвечать заявленной клиентом задаче. Но и с другой стороны, клиент должен прояснять свои скрытые цели и задачи, чтобы актуализировать нужные действия.
Третья проблема - расхождение ожиданий и реальности от консультанта и процесса работы с ним: нередко это является одной из важных причин прерывания консультативных отношений.
Четвертая проблема - естественный жизненный цикл взаимоотношений клиента консультанта. Жизненный цикл выглядит следующим образом: длительное узнавание, в течение которого происходит установление контакта, актуализируется элемент новизны, стимулирующий консультативные отношения. Затем происходит стадия продуктивных взаимодействий, после которой отношения либо уходят вглубь и укрепляются, либо ослабляются и разрываются.