Тревога – это негативная эмоция, которую порождают ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимое предчувствие. Тревожность является индивидуальной психологической особенностью, которая проявляется через склонность индивида к частому переживанию сильной тревоги по незначительным поводам.
Портрет тревожного ребенка
Если ребенок тревожный, то он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг. Такие дети робкие, почти беззвучно здороваются и неловко садятся на край ближайшего стула. Кажется, что они все время ждут каких-либо неприятностей. Их отличает повышенное беспокойство, при этом они иногда боятся не самих событий, а именно предчувствия, ожидая самого худшего.
Тревожные дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новую игру, не могут приступать к новым видам деятельности. Они предъявляют очень высокие требования к себе и очень самокритичны. Таким детям присуща низкая самооценка.
Такие дети думают, что они хуже других во всем, что они некрасивы, неумны, неуклюжи. Они стараются искать поощрения, одобрения значимых близких во всех делах. У тревожных детей часто обнаруживаются соматические проблемы, включая болезненные ощущения в животе, головокружение, головную боль, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. В процессе проявления тревоги они ощущают комок в горле, сухость во рту, слабость в ногах, более частое биение сердца.
Тревожность у ребенка можно определить по следующим критериям:
- Наличие постоянного беспокойства;
- Трудность в концентрации внимания;
- Напряжение в мышцах (например, в области шеи или лица);
- Излишняя раздражительность;
- Нарушения сна.
Ребенок тревожен, если он не способен долгое время работать, не уставая. Он сложно сосредотачивается на чем-либо, а любые задания вызывают излишнее беспокойство. В процессе их выполнения он очень напряжен и скован.
В общении тревожные дети смущаются чаще других, говорят больше других о напряженных ситуациях. В незнакомой обстановке они краснеют, сильно потеют, когда волнуются. По ночам таким детям снятся страшные сны, а руки у них, как правило, холодные и влажные.
Помощь тревожному ребенку
Взаимодействие с тревожным ребенком происходит дома (с родителями) и в школе (с преподавателями и психологом). В первую очередь ребенку важно повышать самооценку, обращаясь к нему по имени. Для него большое значение имеет похвала даже за незначительные успехи. Особенно актуально отмечать и поощрять его в присутствии других.
Специалисты-психологи и родители должны обучать таких детей умению управлять своим поведением. Тревожный ребенок не всегда может открыто сообщить о своих проблемах, часто даже скрывает их. По этой причине, если он заявляет взрослому человеку, что ничего не боится, это не значит, что его слова соответствуют действительности. В большинстве случаев это заявление отражает именно проявление тревожности, в которой нет возможности признаться.
Все взрослые знают, что детей нельзя сравнивать с другими. Особенно это важно в случае в тревожными детьми. Помимо этого, желательно исключить состязания и все виды деятельности, принуждающие сравнивать достижения одних с другими. Иногда в качестве травмирующего фактора выступает проведение даже таких простых мероприятий, как спортивные эстафеты.
Снятие мышечного напряжения в качестве терапии желательно при работе с тревожным ребенком. Полезными в этой ситуации считается использование игр на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, занятия йогой, массажи и простые растирания.
Работа с родителями тревожного ребенка
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок становился тревожным. Тем не менее, часто именно действия взрослых развивают это качество. Нередко родители предъявляют такие требования, соответствовать которым ребенок не способен. Он не может понять, каким образом угодить родителям, без успеха старается достичь их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, приходит понимание, что он никогда не выполнит все, что ожидают от него мама и папа. Приходит признание себя не таким, как все (хуже, никчемнее), появляется потребность бесконечно извиняться.
Для исключения пугающего внимания взрослых и избегания их критики, тревожные дети физически и психически сдерживают свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит, его голова уходит в плечи, появляется привычка быть осторожным и незаметным. Все это никак не развивает ребенка и негативно отражается на его творческих способностях, мешая общению со взрослыми и детьми. По этой причине родители такого ребенка должны взаимодействовать с ним так, чтобы он видел, что его любят и что он нужен.
В первую очередь, мать и отец должны каждый день отмечать его успехи. О них сообщается в его присутствии другим членам семьи. Помимо прочего, необходим отказ от слов, унижающих достоинство (например, осел, дурак). Не нужно требовать извинений за плохой поступок, лучше пусть ребенок объяснит, по какой причине он его совершил. Если ребенок извиняется под нажимом родителей, то это вызывает у него не раскаяние, а злость.
Во взаимодействии с тревожным ребенком полезно снизить количество замечаний. Психологи рекомендуют в течение одного дня записывать все замечания, которые были высказаны. Вечером необходимо перечитать весь список. Скорее всего, родители поймут в ходе этого упражнения, что большая часть замечаний могла бы быть и не сделана. Это связано с тем, что они не приносят пользы или вредят ребенку.
Нельзя угрожать тревожному ребенку невыполнимыми наказаниями (например, уйду от тебя, убью тебя). Они и без этого боятся всего, поэтому лучше, если родители в качестве профилактики не станут ждать экстремальной ситуации, а будут больше разговаривать с детьми, помогая им выразить мысли и чувства с помощью слов.
Сами родители тревожных детей испытывают мышечное напряжение. Упражнения на релаксацию могут и для них быть полезны. К сожалению, отношения с родителями не всегда дают возможность им открыто сказать об этом. Не каждому человеку можно рекомендовать обращать внимание, в первую очередь на себя, на свое внутреннее состояние, а затем предъявлять требования к ребенку.