Понятие «эмпатия»
Эмпатия – это способность человека разделять чувства другого человека, сопереживать ему.
Развитие эмпатии начинается ещё в дошкольном возрасте и является эмоциональным и чувственным процессом.
Жизнь дошкольника насыщена переживаниями, поэтому именно в этом возрасте формируется база для развития эмоциональной компетентности.
Кроме того, формирование эмпатии зависит от врожденных качеств ребенка, которые обусловлены строением его мозга, а также от того, насколько удовлетворяются потребности ребенка, как он вовлечен во взаимодействие с детьми и с взрослыми.
Специалисты считают, что за эмпатию отвечают зеркальные нейроны, система которых через совокупность состояний и признаков позволяет отобразить ощущения другого человека.
Начиная с года жизни, в работе головного мозга ребенка регистрируются эмпатийные предпосылки. Примитивная форма эмпатии, её имитация, видна на втором году жизни, когда малыш активно начинает подражать родителям.
В дальнейшем происходят более сложные эмпатические проявления – это способность поставить себя на место другого как в эмоциях, так и в пространстве. Затем эмпатия подкрепляется мышлением и становится более логичной.
Не все дети способны к эмпатии, обычно, это те, кто имеет расстройство аутичного спектра, дети с психопатией, дети, с ранним опытом заброшенности, запущенности, плохого обращения.
В развитии эмоциональной компетентности ребенка значительное влияние оказывают родители, потому что на начальном этапе малышу важно сначала узнавать и понимать свои эмоции для того, чтобы стать эмпатичным. А это, безусловно, может происходить только в контакте с родителями, помогающими ребенку лучше знать самого себя.
В эмоциональной зрелости ребенка Д. Макнамара выделяет пять шагов:
- выражение эмоций, когда ребенку для этого создаются условия, и он может безопасно и свободно выражать всё, что происходит у него внутри;
- называние состояния, которое испытывает ребенок, например, малыш кричит, и мама называет это его состояние;
- чувствование, когда ребенок уже сам понимает, что с ним происходит и не ждет взрослых для получения интерпретации своего состояния;
- смешивание разнонаправленных импульсов – ребенок начинает испытывать многокомпонентные, более сложные чувства;
- рефлексия – ребенок понимает свои импульсы и способен подчинять их своему намерению, способность смотреть внутрь себя.
Эмпатию не надо путать с предупредительной вежливостью. Правда, она может быть вызвана эмпатией и быть просто результатом хорошего воспитания. Требование проявить эмпатию сопровождается продавливанием личных границ человека, а принуждение ребенка к жертвам ради кого-то, не имеет отношения к формированию эмпатии. У малышей она чаще всего проявляется в «заражении эмоциями» и в жалости, когда один плачет и все заплакали, все засмеялись, и он тоже.
Когда ребенок проявляет сочувствие сам, по своему желанию, а не из страха, это важно.
Когда ребенок ещё не способен сопереживать, а взрослый просит его извиниться, это может сместить фокус контроля вовне, и в дальнейшем привести к тому, что он будет опираться на внешние чувства и оценки, а не на свои.
Развитие эмпатии у детей
До 3-х летнего возраста ребенок ещё не в состоянии проявлять эмпатию, но постепенно у него можно наблюдать первые проявления сопереживания.
В развитии сопереживания выделяются три важных и необходимых условия:
- собственный положительный опыт;
- осознание своих чувств и эмоций;
- осознание того, что может чувствовать другой человек.
Данные условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.
Собственный положительный опыт на первом этапе является основой для развития эмпатии. Глядя на других людей, ребенок обучается, и большое значение имеет отношение родителей к ребенку. Порой родители сами не сопереживают малышу, причем сознательно, опасаясь того, что разбалуют или вырастят «неженку». Довольно часто родители не проявляют эмпатию потому что сами не имеют достаточно развитого чувства к сопереживанию. Развитая эмпатия помогает человеку понять, что может чувствовать другой даже в том случае, если сам этого состояния никогда не переживал.
На втором этапе развития эмпатии идет осознание ребенком своих собственных чувств и эмоций. Ребенок, понимающий, что с ним происходит, в дальнейшем будет лучше понимать чувства другого. Малыш ещё не может осознать и выразить собственные чувства, поэтому важно, чтобы родители помогали ему осознавать и собственные переживания и выражать их.
На заключительном третьем этапе идет осознание того, что предположительно может чувствовать другой человек. Начинается переход собственно к сопереживанию, которое невозможно без того, что чувствует другой. Родители на этом этапе должны беседовать с детьми, обсуждать, возникающие в жизни ситуации. Для обсуждения подходит всё – ваши реальные ситуации, ситуации с другими людьми, ситуации из художественных произведений, фильмов, мультфильмов.
Эмпатию нельзя проявлять по команде под давлением взрослого. Родители и близкие родственники могут сдерживать развитие эмпатии.
Например, ребенок решил подарить свою игрушку плачущему малышу, чтобы его порадовать. Однако родители рассердились и ответили, что покупают ему игрушки не для того, чтобы их раздаривать. Добрый порыв ребенка был прерван и в дальнейшем, вполне возможно, он уже не будет пытаться что-то сделать для другого.
Методы формирования эмпатии
Характерологической особенность дошкольника является эгоцентризм – малышам не свойственно переживать по поводу чувств другого, поэтому умение понимать, что чувствует другой и посочувствовать ему является одной из основных задач воспитания дошкольников.
При формировании эмпатийного поведения дошкольников главной предпосылкой является изучение базовых эмоций человека – радости, грусти, удивления, гнева.
На следующем этапе формирования эмпатии необходимо дать представление о том, какими способами можно выразить собственные эмоции – мимикой, жестами, позой, словами.
С фундаментальными эмоциями детей знакомят в течение всего учебно-воспитательного процесса и на специальных занятиях школьного психолога, где создаются условия для переживания эмоциональных состояний, идет знакомство с опытом сверстников, литературой, музыкой, живописью.
На данном учебно-воспитательном процессе можно использовать такие методические средства как ролевые игры, психогимнастику, коммуникативные игры.
В основе ролевых игр лежит понимание социальной роли человека в обществе. Все упражнения игры объединяются содержанием, например, играя в больницу, можно отразить чувства больного, страх, поэтому его надо пожалеть. Идет одновременное пополнение словарного запаса ребенка, выражающих данную эмоцию.
Что касается психогимнастики, то она выражает какой-либо образ фантазии с эмоциональным содержанием, например, ребенок не только интенсивно размахивает руками, а представляет себя веселым зайчишкой, играющим на полянке. В психогимнастичеких упражнениях должно соблюдаться чередование и сравнение противоположных по характеру движений, что позволяет гармонизировать психическую деятельность мозга, упорядочивает двигательную активность и способствует улучшению настроения.
Коммуникативные игры помогают ребенку увидеть в другом достоинства и обеспечить ему вербальные и невербальные «поглаживания». Коммуникативные игры обучают сотрудничеству, фиксируют внимание ребенка на проявлении чужих эмоций.