Функции, компоненты и особенности эмоциональной сферы человека
Сфера эмоций - это непосредственно переживаемые отношения человека к миру. Эмоциональную сферу человека составляют следующие проявления: эмоциональный тон ощущений (без какой-либо модальности), собственно эмоции (как кратковременные реакции на ситуацию), эмоционально устойчивые отношения (чувства), эмоциональные состояния.
Эмоциональная сфера выполняет две важные функции психики: отражение (внешней и внутренней реальности) и регуляция поведения на основе этого отражения.
Главными компонентами эмоционального реагирования являются:
- импрессивный компонент (непосредственное переживание),
- физиологический компонент: кожно-гальваническая реакция (потоотделение), изменение кровяного давления, температуры кожи, частоты сердечных сокращений, дыхания, диаметра зрачка, секреции слюны,
- экспрессивный компонент (поведенческие проявления): телесные проявления, вербальные, невербальные (интонации, паузы, вздохи, лицевая экспрессия, поза, жесты).
В эмоциональной сфере человек проявляется в единстве и целостности своей природы:
- на уровне биологии эмоциональные реакции включают в себя физиологический компонент; эмоции отражают актуальные потребности человека; эмоциональные реакции во-многом обусловлены конституциональными особенностями и свойствами нервной системы;
- на уровне отдельного индивида эмоции отражают индивидуальный опыт человека: его привычные способы реагирования, эмоционально значимые объекты и явления;
- на уровне человека как представителя социума эмоции отражают культурный опыт человека: какие эмоции табуированы в данном социуме, какой допустимый диапазон эмоционального реагирования в целом доступен, как оценивается сама способность человека выражать эмоции и т. д.
Выражение эмоций у мужчин и женщин
Во всех культурах в отношение мужского и женского пола существует определенная степень вариативности в выражении эмоций.
Исследователи отмечают, что во многих культурах наблюдается тенденция не выражать страх и грусть у мальчиков, а у девочек - гнев. От мальчиков в целом требуется развитие большей сдержанности в проявлении любых эмоций, но особенно это касается эмоций страха, тревоги, грусти.
Такое воспитание ведет к тому, что уже во взрослом возрасте мужчины не понимают, как им переживать эти эмоции, приходят к неконструктивным способам их переживания, что нередко заканчивается соматическими заболеваниями. То же самое касается и женщин, но в рамках выражения чувства гнева.
По данным некоторых исследований, в раннем детстве у родителей отмечается большая тенденция обсуждать эмоции и эмоциональные состояния с девочками, нежели с мальчиками (за исключением негативных эмоций). Родители в общении в дочерями используют более широкий спектр слов, выражающих эмоциональные состояния, отвечают им более эмоционально, демонстрируют более широкий спектр эмоций.
Интересные данные представил Е. П. Ильин в своем исследовании переживания негативных эмоций у мальчиков и девочек: отмечается, что в период раннего детства у мальчиков и девочек нет особых различий в частоте и интенсивности переживаний гнева, однако с возрастом эти показатели уменьшаются у девочек и возрастают у мальчиков.
Психологи отмечают такую тенденцию тем, что девочки больше боятся наказания за свое проявление гнева, а проявление агрессии у мальчиков является более социально приемлемым как проявление маскулинности.
В целом, можно отметить, что женщины более склонны выражать свои эмоции (особенно грусти, тревоги и страха) и особенно в межличностном общении друг с другом, в отличие от мужчин. Исследователи выделяют некоторые значимые личностные качества, которые влияют на способность выражения эмоций: способность к эмпатии, потребность в одобрении, аффилиативность (потребность в близости).
Половые различия в эмоциональной сфере
Мы уже отметили интересную динамику переживания агрессии и гнева у мужчин и женщин, которая подкрепляется социально одобряемой установкой на проявление доминантности и агрессии у мужчин.
Еще одним проявлением эмоциональной сферы, которая также подкрепляется социальными факторами, являются тревога и страх: для девочек в подростковом возрасте социальная среда и ее одобрение приобретает большое значение, она становится насыщеннее, вследствие чего она является более стрессогенной, чем для мальчиков. Для девочек большое значение имеет оценка их индивидуальных способностей другими людьми, поэтому они больше тревожатся в отношение экзаменов и сессий которые являются формальными способами оценки индивидуальных способностей.
Для мальчиков же тревога более актуальна в отношении угрозы своему статусу в социальной группе, авторитету, имиджу.
Количество страхов у девушек больше, чем у юношей, при этом, количество мнимых страхов у девушек гораздо больше, чем у юношей. У мальчиков они более конкретны и оформлены.
Что касается различий в контексте эмоциональных свойств личности, то у девушек отмечаются более высокие показатели по эмоциональной чувствительности и нестабильности: женщины, по данным многих исследований, являются более вспыльчивыми, однако длительность и интенсивность эмоциональных процессов у мужчин и женщин имеют незначительное различие.
Интенсивность и длительность эмоциональных реакций имеют высокую степень индивидуальной вариативности в силу того, что разные ситуации для женщин и мужчин имеют разное эмоциогенное значение, а также тем, что на одну и ту же ситуацию люди могут реагировать двигательно или эмоционально.
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования также более развит у женщин: они более свободны в мимике выражения эмоций. Однако есть исследования, что это проявляется в больше степени чисто в женских группах, чем в смешанных.