Психодиагностический процесс рассматривается в последовательности нескольких этапов. Изучим основные из них.
Этап сбора данных
На данном этапе осуществляется ознакомление с различной информацией об испытуемом как субъективных, включающих собственный рассказ, так и объективных, включающих анамнез личности.
Этап сбора данных должен включать в себя достаточно подробный учет всей предоставленной информации о клиенте, так как только это может дать в дальнейшем отчетливый результат.
Этап представляет собой систему отношений «психолог-клиент», поэтому здесь могут возникать различные ее вариации. Рассмотрим наиболее типичные варианты согласно В. И. Дружинину. Он выделяет 4 типа таких ситуаций:
- Добровольное участие в обследовании и самостоятельный выбор способа поведения.
- Принудительное участие и самостоятельный выбор способа поведения.
- Принудительное участие и навязанный способ поведения.
- Добровольное участие и навязанный способ поведения.
На этом этапе также следует подумать о методиках, которые могут быть использованы в данном случае. Обычно к методикам предъявляются требования валидности, надежности и наличия тестовых норм.
Надежность методики представляет собой стабильность результатов при многократном обследовании.
Выделяют следующие виды надежности:
- Надежность по внутренней согласованности.
- Ретестовая надежность.
- Надежность параллельны форм теста.
- Надежность частей теста.
Валидность методики – это достоверность измерения определенного психического свойство, которое подвержено измерению.
Выделяют следующие виды валидности:
- Очевидная валидность.
- Конкурентная валидность.
- Прогностическая валидность.
- Инкрементная валидность.
- Дифференциальная валидность.
- Содержательная валидность.
- Эмпирическая валидность.
- Критериальная валидность.
- Конструктная валидность.
Стандартизацию методик в психодиагностике можно рассматривать как:
- выработка единых требований к процедуре обследования;
- определение единого критерия оценки полученных результатов.
Существуют также определенные требования к проведению методик.
- Инструкции. Инструкции сообщают испытуемым одним и тем же образом, с одной и той же интонацией.
- Преимущества. Не следует давать одним испытуемым преимущества перед другими.
- Пояснения. Не стоит давать никаких пояснений, кроме пояснений, предусмотренных инструкцией методики.
- Одинаковые условия. Обследования в разных группах следует проводить в одних и тех же условиях.
- Время. Одинаковые временные ограничения для всех испытуемых.
Этап переработки и интерпретации информации
Здесь выделяется два основных подхода:
- Клинический – опирается на качественные показатели.
- Статистический – опирается на количественные показатели (рис. 1).
Рисунок 1. Изменение точности прогноза при увеличении количества диагностических данных
Однако, как показывает практика, зачастую приходится использовать оба подхода для полноты психологического заключения. Этап принятия решения Диагностические заключения обычно принимаются на трех уровнях (рис. 2):
- Заключение вытекает из непосредственных данных об испытуемом.
- Создание посредников между результатами исследований и самим диагнозом. В качестве посредников здесь выступает описательное обобщение.
- Переход от описательного обобщения к теории личности.
Рисунок 2. Уровни диагностических решений по Сандбергу и Тайлер