Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой адаптации и стандартизации методик в психодиагностике:А. Анастази и др.
Далее рассмотрим понятие адаптации и стандартизации методик, а также их сущность и процесс.
Адаптация методики иногда может сводиться к ее переконструированию с учетом культурной среды.
Стандартизация методики – единообразие процедуры проведения методики и оценки полученных в ходе обследования результатов.
Технология адаптации методики
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации в технологии адаптации различных психодиагностических методик.
- Ситуация применения. В данной ситуации тест уже был кем-то разработан, скорее всего, в другой культуре; также были получены его нормы.
- Ситуация адаптации. Здесь также возможна разработка теста, однако отсутствуют сами тестовые нормы.
- Ситуация конструирования. В такой ситуации есть определенная концепция того или иного психического свойства, однако нет инструмента его измерения. Соответственно, задача состоит не только в конструировании самого теста, но и проверке его надежности, валидности, а также выведении тестовых норм для данной методики.
Наиболее часто приходится сталкиваться с ситуацией применения.
Таким образом, основная задача состоит в адаптации той или иной методики для определенной культурной среды.
Рассмотрим основные этапы работыvпри внутрикультурном переносе методики.
- Изучение внутренней валидности. Здесь происходит анализ внутренней согласованности пунктов методики.
- Проверка ретестовой надежности. Важно проверить устойчивость к перетестированию методики, так как любая методика должна давать некий прогноз.
- Анализ внешних коррелятов.
- Проверка тестовых норм методики.
- Проверка воспроизводимости отношений между шкалами методики.
Технология стандартизации методик
Стандартизацию методик в психодиагностике можно рассматривать как:
- выработка единых требований к процедуре обследования;
- определение единого критерия оценки полученных результатов.
Существуют также определенные требования к проведению методик.
- Инструкции. Инструкции сообщают испытуемым одним и тем же образом, с одной и той же интонацией.
- Преимущества. Не следует давать одним испытуемым преимущества перед другими.
- Пояснения. Не стоит давать никаких пояснений, кроме пояснений, предусмотренных инструкцией методики.
- Одинаковые условия. Обследования в разных группах следует проводить в одних и тех же условиях.
- Время. Одинаковые временные ограничения для всех испытуемых.
Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний.
Стандартизация методики осуществляется путем ее проведения на большой репрезентативной выборке такого типа, для которого методика предназначена. Относительно этой группы испытуемых вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и относительную вариативность выше и ниже среднего уровня.
Рисунок 1. «Вывод тестовых норм»
Для выполнения статистической нормы применяются приемы математической статистики $x \pm \sigma$ ($х$ – среднее арифметическое, $\sigma$ - стандартное отклонение). $Х \pm 5\sigma$. На рисунке 1 представлена схематичная модель стандартизации.
Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации.
Отбор испытуемых в выборку стандартизации осуществляется следующим образом:
- дается определение популяции с выделением в ее структуре переменных, значимых и малозначимых для изучаемого психического явления;
- популяция делится на части в соответствии со значимыми переменными;
- испытуемые отбираются в случайном порядке и пропорционально численности каждой значимой части совокупности.