Возрастно-психологическое консультирование — это психологическое консультирование, цель которого заключается в развитии культурно-продуктивной личности, которая обладает чувством перспективы и действует осознанно.
Особенности возрастно-психологического консультирования
Психологическое консультирование предназначено для оказания психологической помощи здоровым людям в трудных или критических ситуациях. Критическая ситуация в отечественной психологии рассматривается в качестве ситуации «невозможности», то есть такой ситуации, в которой субъекты вынуждены сталкиваться с невозможностью реализовать внутренние необходимости собственной жизни (например, мотивы, стремления, ценности).
Главной задачей психолога-консультанта является обеспечение нормальному, психически здоровому клиенту условий для формирования осознанных и нешаблонных способов действия. Они дадут возможность человеку осуществлять действия в зависимости от его культуры.
Возрастно-психологическое консультирование — это специфическая форма психологического консультирования. Она используется в тех ситуациях, когда практическим психологом оказывается помощь родителям и детям. Например, взаимодействие консультанта с детьми и родителями может быть в следующих направлениях психологического консультирования:
- Семейное психологическое консультирование;
- Профессионально-ориентационное консультирование;
- Консультации родителям при психологических (медико-педагогических) комиссиях по поводу отклонений в развитии ребенка;
- Психологическое консультирование в рамках системы здравоохранения;
- Консультации в учебных и воспитательных организациях системы образования.
Цель и задачи возрастно-психологического консультирования
Общая цель возрастно-психологического консультирования представлена контролем хода психического развития детей. Это происходит на основании представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации данного процесса. Эта цель предопределила более узкие и конкретные задачи.
Задачи возрастно-психологического консультирования включают:
- Ориентацию лиц, которые участвуют в воспитании (родителей, учителей и др.) в возрастных и индивидуальных аспектах психического развития детей;
- Своевременное первичное выделение тех детей, у которых обнаруживаются различные отклонения и нарушения психического развития, включая направление их в психологические медико-педагогические консультации;
- Профилактика наступления вторичных психологических осложнений у ребенка с обнаруженным ослабленным соматическим (нервно-психическим) здоровьем;
- Выдача рекомендаций в области психогигиены и психопрофилактики (наряду с детским психологом и врачами);
- Формулирование рекомендаций в области психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и прочих лиц совместно с педагогическими психологами или педагогами;
- Формирование рекомендаций в области воспитания ребенка в семье совместно со специалистами по семейной психотерапии;
- Индивидуальная или групповая коррекция;
- Психологическое просвещение граждан, проводимое с помощью лекций и других форм работы.
Общая консультационная задача в работе с взрослыми людьми представлена психологическим сопровождением в периоды значимых нормативных возрастных изменений. Она помогает разобраться в направлениях и характере психического развития. Специалисты в этой сфере оказывают поддержку в трудных жизненных ситуациях.
Возрастно-психологическое консультирование в зрелом возрасте концентрируется на помощи в решении многих возрастных задач. Они включают достижение близости и выстраивание семейных отношений, развитие позиции родителя и достижение зрелости личности, профессиональную реализацию и самоактуализацию.
Психология необходима для того, чтобы взрослый человек с минимальными потерями проходил нормативные возрастные кризисы развития. Развитие личности в процессе наступления взрослости в большей степени зависит от решения проблем прошлых стадий (например, обретение доверия и автономии, формирование инициативы и трудолюбия).
Если анализировать консультативную работу с детьми и взрослыми, то особая роль отводится своевременной психологической помощи детям и их близким.
Основы психотерапии
Психотерапия с одной стороны включает мировоззрение и философию жизни, этику отношений, с другой, представлена разнообразием практических приемов и методов, которые помогают в достижении поставленных целей.
Цель курса «Основы психотерапии» заключается в повышении психологической и педагогической компетентности будущих специалистов в области актуальных проблем психотерапии. Это помогает им в дальнейшем оказывать квалифицированную психотерапевтическую помощь гражданам.
Основные цели психотерапии представлены воспитанием гибкости, выработкой умений определять новые и эффективные стратегии поведения, накоплением и рациональным использованием энергетических ресурсов, поиском, сохранением и развитием ресурсных состояний, обеспечением активности, энтузиазма, оптимизма.
В ходе терапевтического познания происходит образование новой реальности, для которой присущи измененные ценности и новый уровень задач, которые ставятся перед участниками процесса. Особенную роль в терапевтическом психологическом знании приобрели язык и его символические функции в ходе познания личности.
Психотерапия не предназначена для воздействия на базовую структуру личности. Она способна помочь пациенту стать более гибким в удовлетворении собственных потребностей и использовании способностей.
Основные дефиниции психотерапии рассматривают ее как профессиональную форму психологического воздействия, предназначенного для развития интегрального здоровья, благополучия и внутренней зрелости личности. В качестве предмета психотерапии выступают психологические проблемы, появляющиеся у психически здоровых, психически не здоровых людей. Они создают препятствия их личностному, социальному и духовному росту и развитию.