Возрастная периодизация — это периодизация человеческого развития, начиная от момента зачатия (рождения) и заканчивая моментом смерти.
Взгляды на процесс развития человека
В психологии существует несколько точек зрения на процесс развития ребенка. Некоторые ученые считают, что данный процесс имеет непрерывный характер, другие считают его дискретным.
Сторонниками непрерывного развития было высказано положение о том, что процесс идет без остановки. Он не ускоряется и не замедляется, при этом нельзя говорить о наличии границ, которые отделяют одну стадию от другой.
Если обратиться к мнению приверженцев дискретного развития, то оно идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Для него характерен главный (ведущий) фактор развития. По этой причине важно выделение периодов развития, качественно отличающихся друг от друга. Ученые считают, что дети последовательно должны пройти через все этапы развития, не пропустив ни одного из них и не забегая вперед.
Сегодня предпочтение отдается дискретной позиции развития. В целом все периодизации делятся на 3 группы, первая из которых включает в себя периодизации на основании внешнего критерия (связан с процессом развития).
Наиболее известные зарубежные периодизации возраста человека
Французский психолог Заззо Рене, являвшийся главой парижской школы генетической психологии, занимался построением своей периодизации так, чтобы периоды воспитания и обучения совпадали со стадиями детства:
- Период раннего детства (0–3 года);
- Дошкольное детство (3–5 лет);
- Этап начального школьного образования (6-12 лет);
- Период обучения в средней школе (12–16 лет);
- Стадия получения высшего и университетского образования (17 лет и старше).
Во вторую группу периодизаций включены те, в основе которых лежит один внутренний критерий, выбранный произвольно. Так, 3. Фрейдом была предложена периодизация, учитывающая половое созревание. Он предлагал несколько стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная (соответствуют бесполому, нейтрально-полому, двуполому и половому детству).
Американским психологом Колбергом Л. Был сделан акцент на моральное развитие. Он определил 3 уровня. На первом (до 7 лет) присутствует страх наказания чувство страха перед правом силы, страх обмана и недополучения благ. На втором появляется стыд перед окружающими людьми (13 лет), включая товарищей, ближайшее окружение, общественное осуждение и мнение социальных групп. После 16 лет можно говорить о третьем этапе, когда появляется совесть в виде желания соответствовать собственным нравственным принципам и системе соответствующих ценностей.
Э. Эриксон описывал восемь этапов жизни человека, начиная от рождения и заканчивая старостью. В их основе лежит развитие человеческого «я» в течение всей жизни, изменение личности в отношении к социальному окружению и к самому себе. Данные этапы состоят из позитивных и негативных моментов и включают:
- Первую стадию (первый год жизни), которая характеризуется доверием и недоверием
- Вторую стадию (2—3-й годы жизни), для которой присуща самостоятельность, сочетающаяся с нерешительностью;
- Третью стадию (4—5-й годы жизни), которая отличается появлением предприимчивости и чувства вины;
- Четвертую стадию (6—11-й годы жизни), в которой появляется чувство неполноценности и начинается формирование умений;
- Пятую стадию (12—18-й годы жизни), на которой ребенок уже осознает себя в качестве личности, путая социальные роли;
- Шестую стадию - начало зрелого возраста, когда появляются ощущения близости с другими и одиночество;
- Седьмую стадию - зрелый возраст, в котором человек поглощен самим собой и социумом;
- Восьмую стадию - пожилой возраст, когда личность полностью сформирована, но появляется чувство безнадежности.
На каждой стадии создается новое качество, которое нужно для социальной жизни, а также противоположные черты характера. Здесь начинается подготовка к следующему периоду жизни.
Ж. Пиаже взял за основу своей периодизации интеллектуальное развитие. Этот ученый рассматривал 4 стадии, включая сенсомоторную (от 0 до 18–24 месяцев), дооперационную (1,5 – 2 до 7 лет), этап конкретных операций (7-12 лет), этап формальных операций (12-17 лет).
Зарубежные авторы также выделяли этапы развития на основании существенных критериев, признаков. В данную группу можно включить несколько периодизаций. Так, А. Дистервег устанавливал 3 возрастные стадии (господства ощущений, памяти и разума).
До настоящего времени проблема выделения основной возрастной периодизации осталась актуальной. Это обусловлено тем, что ни одна из предложенных периодизаций не смогла получить подтверждения с помощью конкретных результатов исследования психического развития.
Выделяют большое количество подходов к периодизации психического развития, но самой приемлемой считается периодизация развития, которую предложил выдающийся специалист в сфере детской и педагогической психологии Эльконин. Эта периодизация сейчас считается общепринятой в возрастной психологии.
В целом периодизация зарубежных авторов рассматривает возрастное развитие как общее изменение личности. В его процессе происходит формирование нового плана отражения, меняется деятельность и жизненная позиция, устанавливаются взаимоотношения с окружающими, формируются новые мотивы поведения и ценностные установки.
Развитие представляет собой диалектический процесс, который определяют внутренние противоречия. Он характеризуется целенаправленностью, неравномерностью и наличием критических периодов.
Зарубежные психологи рассматривают всю психическую деятельность в качестве процесса непрерывной смены деятельности. Чаще всего обобщенно выделяют ведущую деятельность и новообразования определенного периода, для каждого из которых присущи собственные особенности и границы.
Каждый психологический возраст предусматривает применение особых приемов и методов обучения и воспитания, построение общения с учетом возрастных особенностей. Возрастные периоды должны сопровождаться развитием межличностного общения, которое в основном концентрируется на личностном и интеллектуальном развитии.