Представления об образе учителя
Образ учителя – это имидж педагога, включающий внутренние и внешние его характеристики.
К сожалению, сегодня образ учителя перестал являться эталоном интеллигентности и безупречности.
Образ учителя – это культурная составляющая его личности, включающая три компонента:
- Когнитивный компонент, который представляет собой совокупность мировоззрения, убеждений и знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке. Когнитивный компонент является основой духовной культуры человека, формирующийся как самостоятельно, так и под воздействием социальных институтов;
- Эмотивный компонент, представляющий эмоционально-волевую сферу личности. Формирование этого компонента происходит при активном участии самого человека и воздействии социальной среды, поэтому складывается стихийно – это симпатии и антипатии, переживания, степень осознания и др.;
- Инструментальный или поведенческий компонент, который характеризует выполнение педагогом требований культуры в его повседневной деятельности.
Таким образом, в основе педагогической культуры лежит общая культура, которая ориентирует педагога в окружающем мире, позволяет быть на уровне требований своего времени.
Для педагога значение общей культуры в его профессиональной деятельности очень велико. Педагогическая культура учителя включает культуру речи, педагогическое мышление, познавательную деятельность, культуру внешнего вида и рабочего места, педагогическое мастерство, общую профессиональную эрудицию.
Позитивный образ учителя состоит из множества компонентов, необходимых для успешной педагогической деятельности. Тем не менее, положительным образ учителя бывает не всегда.
Оценки образа учителя со стороны школьников, проведенные исследованием Г. Ф. Янгировой, позволили выделить несколько типов учителей:
- Первый образ – «Добрый» учитель, в представлениях детей – это учительница в классическом костюме, умеющая решать любые, возникающие у детей вопросы. Она не использует строгие методы и не кричит, всегда готова помочь. Её образ – дружелюбно-открытый;
- Второй образ этого исследования – образ «Барби». Костюм учительницы современный молодежный, она понимает учеников и всё им разрешает. Решением трудных задач себя не утруждает. Границы в требованиях отсутствуют, и ученики воспринимают её как подругу. Такой тип учителя имеет легкомысленно-дружеский образ соблазнительной девушки;
- Третий образ – «Учительница без комплексов», у которой нет чётких и определенных требований, она открытая, раскованная, компанейская. Отсутствует дистанция между учителем и учениками и дети воспринимают такую учительницу как объект для отдыха. Что касается учебы, то она уходит на последние места;
- Образ «Строгой» учительницы – это классический образ, с четкими требованиями. Костюм учительницы современный модный, деловой. Использует наказание за невыполнение заданий, но, они все справедливые. Неуважение и разболтанность учеников в свой адрес не допускает. Со всеми требованиями дети знакомы и выполняют их.
Безусловно, что некоторые образы учителя недопустимы в педагогической деятельности, потому что из-за них разрушается позитивный образ учителя в глазах родителей и детей.
Выход части учителей за строгие рамки, установленные для данной профессии, сказались на том, что образ учителя потерял свои позиции. Исправить данную ситуацию может социальная реклама, направленная на формирование позитивного образа педагога, она действенна, но малоиспользуемая.
Восприятие учителя младшими школьниками
Авторитет учителя в глазах младших школьников огромный. В основе авторитета признание роли учителя.
Рисунок 1. Образ учителя начальных классов глазами учеников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Учитель в глазах детей начальной школы является эталоном, образцом и ориентиром в поведении.
Исследования Ж.Г. Поповой показывают, что на протяжении младшего школьного возраста восприятие учителя изменяется, а Г.В. Морозова говорит, что восприятие учителя младшим школьником является сложным многоуровневым психологическим феноменом.
В его структуре выделяются эмоциональный и оценочный компоненты, имеющие свои показатели с выраженной динамикой на протяжении возраста.
В основе детской дружбы младших школьников лежат общие жизненные обстоятельства – один дом, одна парта и др., а критерием его оценки выступает учитель.
Ведущая роль с приходом ребенка в школу принадлежит структуре «ребенок-учитель». Данная структура становится центром его жизни. Для ребенка учитель выступает носителем общественного мнения, а его оценки и требования принимаются и усваиваются учащимися.
Через учителя в классе строятся отношения между детьми, он комментирует суждения детей друг о друге, организует их общение и совместную деятельность.
Поскольку главной для ребенка является учебная деятельность, то на первом этапе её контролирует учитель, но, позже, обучив детей контролю, они начинают контролировать её самостоятельно.
В этом возрасте детям важно, чтобы их любили, были к ним внимательны, не кричали, доступно и понятно объясняли. Младшие школьники не выносят строгости, не выносят оскорблений и злобного отношения.
В плане адаптации начальная школа является для ребенка очень сложной. Чтобы первоклассник принял строгость, она должна быть выражена в такой форме, которая будет адекватна его возрасту и развитию.
Дети среднего звена уже более полно и содержательно характеризуют учителя. К положительным качествам они относят спокойствие, ровный тон, доброжелательное отношение, понятное и доступное объяснение, веселый характер, справедливость, настойчивость, юмор и др.
Для учителя средних классов важно установить положительный контакт с учащимися и на конкретном примере показать, что дисциплина очень важная составляющая их успеха.
Для учащихся наиболее страшной эмоциональной реакцией является раздражительность со злостью и криком. Такие учителя формируют невротиков с отвращением к школе и учебе.
Восприятие учителя старшими школьниками
Эмоциональных и поведенческих реакций со стороны детей можно избежать, если учитель умеет управлять, не ущемляя достоинство ребенка.
Выпускники средней школы уже устойчивее и сдержаннее в своих поступках, но продолжают говорить об учителях жестко и строго, которые не умеют общаться на равных.
Старшие школьники хорошо знают своих учителей, знают их сильные и слабые стороны и, конечно же, умеют этим пользоваться.
Дети старшего звена устойчивы и более сформированы, критичны к себе и окружающим, умеют «держать себя в руках».
Кроме этого, они снисходительны к недостаткам других, могут приспособиться к этому и даже их эксплуатировать.
Старшие школьники высоко ценят в учителе педагогические и личностные качества, любимых учителей выбирают в качестве примера для подражания, если учитель соответствует их идеалу человека и специалиста.
Умеют отличать существенное и профессиональные достижения учителя высоко ценят, чувствительны к его морально-этическому облику.
К определенным несущественным недостаткам учителя относятся снисходительно.
Дети старших классов уже не так сильно зависят от воли и личности учителя, поэтому умеют дистанцироваться и обесценивать требования учителя до полного их неприятия.
Основная часть школьников хорошо относятся к большей части преподавателей, уважают их и ждут знаний, понимания, любви, доверяют им.
Если эти ожидания не оправдываются, разрушаются злобой, презрением, раздражением и несостоятельностью учителя, дети старших классов очень переживают и начинают мстить.
Мщение в виде карикатур, кличек и это только внешняя сторона, а внутри у каждого ребенка прячется что-то свое.
Результатом является страх, нежелание ходить в школу, ненависть к определенным предметам и к школе вообще. К счастью, через это проходят не все дети.
Причин для такого положения больше, чем достаточно, потому что школа является слепком общества, в котором ребенок будет жить.
За пределами школы ребенок реализует ту модель поведения и взаимоотношений, которые были усвоены им в школе.
Таким образом, учителю необходимо совершенствовать педагогическое мастерство, увеличивать запас психологических знаний, уметь выбирать адекватные формы общения, не унижающие личность школьника.