Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предмет и фон в восприятии

На органы чувств человека в каждый момент времени действует большое количество предметов, но воспринимаются они далеко не одинаково. Одни предметы выходят «на передний план», другие остаются как бы «за кадром» и воспринимаются менее ясно.

Исходя из этого, различают предмет восприятия или, по-другому, объект и фон, который образуют все другие предметы.

Таким образом, предмет – это то, на чем сосредоточено восприятие в данный момент. Фон – все другие предметы, которые в данный момент в поле восприятия человека не входят.

Данный вопрос имеет большое значение в области политической и коммерческой рекламы, т.к. главная задача рекламиста в том, чтобы нужный объект сделать предметом восприятия на определенном фоне.

Не все объекты воспринимаются человеком одинаково, и об этом было уже сказано. На странице открытой книги человек воспринимает около 2-х тыс. символов, но при этом своим периферическим зрением он воспринимает еще предметы в квартире. На улице можно одновременно видеть сотни людей, множество машин, здания, деревья и др. При этом человек не только видит, но и слышит разные звуки – шорох ветра, разговор людей, шум машин и др. Ряд звуков тоже может выступать в качестве фигуры, если на этом звуке сосредоточиться. Получается, что восприятия предмета и фона действуют в отношении не только зрительного, но и слухового восприятия.

Для слухового восприятия характерно то, что фигура выделяется из фона за счет направления источника звука. Отфильтровать ненужные шумы значительно легче, если слуховое восприятие находит направление на источник звука.

Понятие фигура и фон появилось в изобразительном искусстве, а в психологии проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датчанином Э. Рубином. Фигура как часть феноменологического поля выступает вперед и привлекает внимание, а все, что её окружает, будет представлять собой фон.

Соотношение предмета и фона представляют собой динамическое соотношение. Это значит, что фон через определенное время может стать предметом и, наоборот.

Попробуем подтвердить это на конкретном примере. На рисунке, предложенном ниже, на фоне черного круга изображена белая ваза. Если к рисунку присмотреться внимательно, то можно увидеть, что фон тоже несет смысловое значение и вместо вазы можно увидеть два человеческих профиля.

Выделение из фона фигуры связано с особенностями восприятия, а конкретно, с его предметностью и выделяется он для лучшего с ним знакомства.

Предмет и фон в восприятии

Чтобы облегчить выделение предмета из фона, надо усилить его отличия, наоборот, для затруднения процесса, их надо уменьшить. Например, в политической рекламе последнее можно использовать для того, чтобы выставить оппонента в невыгодном свете.

С приобретением опыта выделения фигуры из фона увеличивается скорость и качество этого выделения. Эта интеллектуальная операция развивается со временем.

Взаимоотношение целого и части в восприятии

Каждый предмет обладаем многими свойствами, и является сложным целым. Вместе с целым воспринимаются и отдельные его части. Стороны эти связаны между собой. В одно и то же время восприятие целого обуславливается восприятием его частей и свойств и само влияет на их восприятие. Если пропустить какую-то часть предмета восприятие его сильно меняется и предмет легко принять за то, чем он, возможно, и не является. Для примера возьмем слово, отдельные буквы в котором пропущены – «..ек..и. ест.о». Целое слово сразу узнать сложно, потому что пропущены буквы, которые являются опознавательными признаками. Введем условие и попробуем это слово прочитать – в слове будут отсутствовать несущественные детали, а опознавательные признаки будут присутствовать. Тогда получится – «эле…ич…во». Теперь, безусловно, слово легко читается – электричество.

Восприятие части в восприятии целого вовсе не означает, что для узнавания предмета важно воспринимать все его части. То, что есть в объекте или многое из того, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, но, при всем притом, предмет вполне узнаваем. Например, при чтении иногда сложно заметить опечаток в тексте – пропущена буква, поставлена лишняя буква, заменена одна буква на другую и др. Это и понятно, при высоком уровне навыка чтения каждое слово воспринимается как целое, а отдельные его части воспринимаются менее отчетливо.

На разных этапах ознакомления с предметом взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково. Значительную роль в этом играют индивидуальные различия людей. На начальном этапе восприятия, у большинства людей на первый план выступает восприятие целого, а отдельные части не выделяются. У других людей наблюдается обратное явление – различаются в первую очередь отдельные части предмета.

В связи с этим по-разному будет протекать и второй этап восприятия. Сначала воспринимается общая форма предмета, а в дальнейшем более отчетливо воспринимаются части объекта. У второй группы людей, наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В общем можно сказать, что в том и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.

Надо сказать о том, что восприятие целого и его частей зависит от целого ряда факторов, а не только от индивидуальных особенностей человека. Среди этих факторов предыдущий опыт и установка.

Проиллюстрируем данную мысль на конкретном примере. На рисунке, который представлен ниже, изображен «Портрет молодой женщины».

Предмет и фон в восприятии

Человек, глядя на рисунок, видит изящный профиль молодой девушки, а на самом деле в одном изображении на этом рисунке воплощены два «портрета» – молодая женщина и старуха. Убедиться в этом легко, если мысленно представить большой горбатый нос старухи, а вместо изящного ушка увидеть глаз старухи.

Опознавательные признаки, характеризующие изображение старухи и девушки, представлены отдельно друг от друга, что является существенной особенностью этих изображений. Значительная часть людей в изображении видят, прежде всего, девушку и не только потому, что первоначально воспринимает большинство людей, но еще и потому, что изображение называется «Портрет молодой женщины». Таким образом, у наблюдателя была сформирована установка на восприятие этого рисунка как изображения молодой женщины. Если это рисунок предложить без конкретного названия, то в интерпретации могут быть различные варианты.

Дата последнего обновления статьи: 23.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot