Роль воображения в жизни ребенка
Проявления воображения в жизни человека зависят от множества факторов:
- возраста человека;
- уровня умственного развития;
- индивидуальных особенностей развития человека, выражающихся в наличии каких-либо нарушений психофизического развития, устойчивости мотивов деятельности человека, особенностей построения коммуникации, черт характера и темперамента;
- разработанности процесса обучения и воспитания.
Процесс накопления опыта ребенка происходит постепенно и отличается определенным своеобразием по сравнению с имеющимся опытом у взрослого человека.
Также необходимо помнить о том, что у ребенка и взрослого интересы являются различными и в соответствии с этим воображение ребенка работает совершенно иначе нежели у взрослого.
Роль воображения в жизни ребенка является гораздо более значимой чем у взрослого, именно с помощью воображения дети познают окружающий мир, заполняя имеющиеся пробелы в знаниях с помощью воображаемых объектов и явлений, создавая таким образом целостную картину мира.
В процессе роста и развития увеличивающиеся познавательные потребности ребенка во многом удовлетворяются именно с помощью воображения. Воображение является своеобразным связующим звеном между тем, что доступно для восприятия ребенка и тем, что пока недоступно его непосредственному восприятию. Таким образом можно сделать вывод о том, что воображение является тем самым психическим процессом, который способствует значительному расширению границ познания ребенка.
Помимо этого, воображение позволяет ребенку стать «участником» событий, которые невозможны в его реальной жизни. С помощью подобного вымышленного «участия» обогащается интеллектуальный, эмоциональный, и нравственный опыт, оно позволяет более глубоко организовать процесс познания окружающего мира, природной, предметной и социальной действительности.
Основные этапы развития воображения у детей
В возрасте до 3 лет воображение является составной частью других психических процессов, именно они являются фундаментом его последующего развития.
Трехлетний возраст становится своеобразным рубежом для развития воображения как самостоятельного психического процесса, происходит формирование словесных форм воображения.
На начальном этапе развития оно неразрывно связано с предметом, который выполняет опорную функцию.
Постепенно в процессе роста и развития ребенка воображение в качестве совей опоры использует предметы уже не имеющие сходства с замещаемыми образами.
Особенно яркое проявление роли наглядной опоры просматривается в процессе воссоздания художественного текста, без иллюстрации ребенок испытывает значительные затруднения в воссоздании сюжета и событий, происходящих в сказке или рассказе.
В старшем дошкольном возрасте происходит обратный процесс – слова текста вызывают образы без использования наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает.
В возрасте 4 - 5 лет у ребенка появляется способность к планированию, он учится составлять в уме план своих предстоящих действий. В возрасте 5 лет ребенок начинает мечтать о будущем, формируется процесс включения специфического планирования.
Процесс воображения становится особой интеллектуальной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего ребенка мира. Основной опорой для формирования новых образов теперь выступают не только реальные объекты окружающего мира, но и имеющиеся у ребенка представления, которые находят свое проявление в речи.
Идет активный рост словесной формы воображения, который тесно связан с процессами развития речи и мышления.
Примерами данного процесса могут служить сочинённые ребенком сказки и истории. Воображение приобретает непроизвольный характер. Основными предметами возникающих фантазий становится то, что оказало на ребенка сильнейшее эмоциональное воздействие: прочитанная история, интересный мультфильм, новая игрушка.
К 6 – 7 годам воображение приобретает активные характер.
Образы, воссоздаваемые ребенком, находят свое проявление в различных ситуациях и характеризуются особой содержательностью и специфичным характером. Замысел к развитию воображаемых образов и ситуаций опирается на внешние опоры и в результате ее осмысления ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Условия развития воображения у детей
Для организации эффективного процесса развития воображения у ребенка необходимо соблюдение определенных условий:
- постоянное эмоциональное общение со взрослыми;
- организация предметно-манипулятивной деятельности ребенка;
- организация различных видов деятельности ребенка.
Важно помнить, что в процессе развития воображения ребенка, основным материалом для формирования его фантазий выступает все, что окружает его в жизни, все его впечатления, которые он получает каждый день. Именно поэтому взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы эти впечатления были положительными и многообразными.
Можно выделить несколько основных особенностей развития воображения в детстве:
- Первой особенностью развития воображения в детстве является то, что именно в данный период времени складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание;
- В детском возрасте воображение появляется в игре, в момент возникновения воображаемой ситуации и игровом переименовании предметов;
- В детском возрасте воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
- В процессе роста и развития ребенка воображение приобретает произвольный характер, предполагает создание определённого замысла, планирование и реализацию воображаемых ситуаций;
- Воображение является особой деятельностью, постепенно перерастая в фантазирование, с помощью которого ребенок осваивает приемы и средства создания воображаемых образов;
- Постепенно к младшему школьному возрасту процесс воображения переходит во внутренний план, у ребенка отпадает необходимость в наглядной опоре для формирования новых образов.