Общие понятие о воображении как психическом процессе
Психический процесс воображения - это процесс создания образов предмета или ситуации с помощью перестройки уже имеющихся представлений человека. Возникающие в процессе воображения образы не всегда могут соответствовать окружающей человека реальности, в их присутствуют элементы фантазии и вымысла.
Фантазия – созданная воображением картина, в которой ничего или лишь малая часть соответствует окружающей человека действительности.
В случае, когда воображение рисует сознанию картины будущего это называется мечтой.
Постоянными спутниками процесса воображения являются психические процессы памяти и мышления.
Основные виды воображения
Существует несколько видов воображения:
- Активное воображение, в процессе которого, человек с помощью усилий воли и по собственному желанию создает в своем сознании соответствующие образы.
- Пассивное воображение характеризуется спонтанным возникновением образов, не зависимо от воли и желания человека.
- Продуктивное воображение в процессе, осуществления которого человек сознательно конструирует действительность. Данный процесс не является механическим или воссоздающим.
- Еще одним видом воображения является репродуктивное, в процессе осуществления которого человек ставит перед собой задачу воспроизвести окружающую реальность в том виде, в котором она существует в реальности. В данном виде воображения также присутствует фантазия, но в большей части подобный вид воображения напоминает восприятие или память, чем творчество.
Основные закономерности процесса развития воображения
Процесс развития воображения протекает на протяжении всей жизни человека и требует накопления у него определенного запаса представлений, которые в дальнейшей его жизни будут выступать в качестве основы для создания образов воображения.
Процесс развития воображения тесно связан с развитием личности человека, который протекает в процессе обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Выделить определенные этапы развития воображения достаточно сложно и разделение это достаточно условно, однако можно определить имеющиеся закономерности его формирования.
Рассмотрим их более подробно
Связь воображения и восприятия
Первые проявления воображения очень тесно связаны с развитием процесса восприятия. Примером может выступать ситуация, в которой ребенок в возрасте полутора лет не способен пока к длительному слушанию сказок или рассказов, но с удовольствием и внимательно слушает рассказы взрослых о том, что он сам пережил в прошлом. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия.
Ребенок внимательно слушает рассказ о своих переживаниях в связи с тем, что он отчетливо представляет, о чем идет речь. Сохраняется связь между воображением и восприятием и на следующей ступени развития ребенка в дошкольном возрасте.
Отчётливо прослеживается данная связь в процессе организации игр ребенка. В игре ребенок начинает перерабатывать имеющиеся у него впечатления, и видоизменяет в воображении воспринимаемые ранее предметы. Примером могут служить игры в которых стул превращается в автомобиль, коробочка в самолет и т.д.
Важнейшим этапом развития воображения является этап развития речи у ребенка. Именно она позволяет ребенку применять процесс воображения не только к осознаваемым конкретным предметам и образам, но и к более отвлеченным представлениям и понятиям.
Также необходимо отметит, что именно речь позволяет перейти от выражения образов, возникающих в воображении ребенка в деятельности к их выражению словесно с помощью речи.
На этапе овладения речью происходит увеличение практического опыта ребенка и развитие его внимание. Развитие данных процессов способствует более легкому выделению отдельных частей предметов, которые ребенок воспринимает как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении.
Характерной особенностью данного этапа развития воображения является непроизвольный характер возникновения образов, процесс формирования которых является непроизвольным и зависит от ситуации, в которой в данный момент находится ребенок.
Развитие активных форм воображения
Следующим этапом развития процесса воображения тесно связан с появлением активных форм воображения. Именно на данном этапе данный процесс становится произвольным. Источником возникновения активных форм воображения у ребенка является побуждающая инициатива взрослого. Примером может выступать ситуация, в которой взрослый просит ребенка что – либо нарисовать или сконструировать, тем самым активизируя процесс воображения.
В процессе выполнения просьбы взрослого ребенок изначально воссоздает в воображении определенный образ. При этом данный процесс воссоздающего воображения уже является произвольным воображением, в связи с тем, что ребенок пытается его контролировать. В процессе роста и развития психических процессов ребенок использует произвольное воображение уже без помощи и участи взрослых. Данный скачок развития воображения находит яркое проявление в процессе игр ребенка, которые становятся сюжетными и целенаправленными по своему характеру.
Еще одним важным этапом развития воображения является этап школьного возраста ребенка. Новая ситуация развития, новая ведущая деятельность – учение, требуют от ребенка понимания учебного материала, усвоения новой информации и все это обуславливает активизацию процесса воссоздающего воображения.
Для более эффективного понимания новых знаний и умений ребенок активно использует процесс воображения, что в свою очередь вызывает скачок в развитие способности переработки образов восприятия в образы воображения.
Еще одной основной причиной активизации процесса воображения в школьном возрасте является получение ребенком новых и разносторонних представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Данные представления выступают необходимой основой для развития воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.