Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследования воображения

Понятие воображение

Вопрос изучения воображения является в современной психологической науке достаточно спорным, разные учёные имеют разные взгляды на это явление, но существуя ряд характеристик, по которым мнения сходятся:

  • Во-первых, воображение — это функция, которая присуща только человеку.
  • Во-вторых, воображение объединяет два основные стороны жизни человека – психическую и физическую.
  • В-третьих, процесс воображения настолько сложен, что его невозможно подогнать под какой-то единый закон.
  • В-четвертых, воображение ответственно за создание будущего.

Способность человека создавать образы и идеи через сознание посредством имеющегося опыта называется воображением. С точки зрения психологии воображение это и творческий процесс, и процесс познания окружающей действительности. То, что происходит во внешней реальности оставляет свой след в подсознании человека. Это дает возможность человеку оперировать полученными образами.

Воображение самым тесным образом связано с другими познавательными психологическими процессами, в частности с мышлением. Ученые выделяют два основным вида мышления: активное и пассивное. Активное, в свою очередь, может быть воссоздающим и творческим, а пассивное может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Проблемой воображения занимались многие философы, психологи, ученые, среди них есть такие известные личности как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, П.А. Флоренский, Леонардо да Винчи, Ж. Пиаже, Ф. Бэкон, И. Кант.

Разные ученые по-разному интерпретировали понятие воображения. Например, по мнению П. А. Флоренского такие процессы как «память», «мышление», «творчество», «воображение», «фантазия» представляют собой одну и ту же способность психики человека.

По мнению Т. Рибо, для воображения характерными чертами являются внезапность, безличность, метафизичность, многообразие. Мнение Канта является противоположным. Он считал, что существует ряд различий между воссоздающим и творческим воображением. Для Канта воображение является промежуточным процессом, который стоит между чувственностью и рассудком.

«Исследования воображения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для Рубинштейна воображение - это потребность создавать новое. При этом воображение является некой интерпретацией прошлого опыта. По Выготскому воображение теснейшим образом связано с мышлением. Оба этих процесса управляются мотивами и используются в процессе решения некой проблемы.

Замечание 1

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что воображение является очень сложным процессом, поэтому разные ученые и разные философские и психологические школы имели разное понимание этого вопроса.

История изучения воображения

Начиная с 50-х годов 20 века начинается экспериментальное изучение процесса воображения. Большой вклад в изучение воображения внес Дж. Гилфорд, который разработал теорию творческого интеллекта. Многие работы того времени были основаны именно на ней.

Так же большой вклад в изучение воображения внес Е. Торренс, разработавший в 1965 году методику для изучения творческого мышления ребенка.

В 1982 году появилась методика изучения особенностей развития детского воображения, которая была основана на создании паракосма – построении фантастического мира. Такая способность является показателем высокого уровня развития художественных способностей. Эта методика была придумана С. Маккейтсоном, который пришел к выводу, что активное воображение ребенка характеризуется изменением построения фантастических образов в течении трех основных периодов жизни – 3-6 лет, 7-12 лет, 13-18 лет.

В 1983-1984 учеными Х. Розенберг и П. Пинчиотти была разработана программа по изучению воображения через драматическую активность, ролевую игру.

Большой вклад в изучение вопросов воображения внес Л. С. Выготский, в особенности его труд «Воображение и творчество в детском возрасте». Он считал, что воображение необходимо развивать особенно в дошкольном возрасте, так как в младше школьном возрасте этот процесс поможет ребенку успешно развивать свою личность. Л. С. Выготский обращал внимание на сложность творчества. Творческая деятельность постоянно претерпевает изменения на разных возрастных этапах.

Замечание 2

Сегодня вопросы развития воображения стоят еще более актуально. Ученые считают, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста, умение нестандартно мыслить и принимать неординарные решения одни из ключевых способностей современного человека.

Методы исследования воображения

В современной психологической науке существует достаточно большое количество методик, которые позволяют исследовать воображение. Ниже приведены несколько их них.

Методика «Дорисовывания фигуры».

Впервые она была использована О.М. Дьяченко. Целью этой методики является развитие воображения и развитие способности воспроизводить новые образы. Оптимальный возраст для применения этой методики - от 5 лет. Для выполнения потребуется набор карточек, на которых изображены фигуры неопределенной формы. Ребенок получает карточку с фигурой и карандаши, ему необходимо дорисовать рисунок, затем тот, кто тестирует должен спросить у ребенка, что у него получилось. Ребенок в свою очередь должен дать вразумительный ответ.

Анализ этого эксперимента проходит по следующим категориям:

  • как быстро приступил к рисованию
  • исходили ли комментарии во время рисования, какие
  • оценка нарисованного

Оценивание результатов происходит по следующим критериям:

  • 1-ый уровень – ребенок не принял задание, рисует что-то другое
  • 2-ой уровень - в рисунке нет деталей
  • 3-ий уровень – ребенок пририсовывает детали к основному изображению
  • 4-ы уровень - простой воображаемый сюжет
  • 5-ый уровень – присутствует сюжетная картина

Методика «Придумай рассказ».

Целью методики является выявление уровня развития творческого воображения, уровень стереотипности или оригинальности, оптимальный возраст от 5 лет. Для выполнения задания потребуется лист бумаги, карандаши, секундомер. В течении пяти минут ребенку нужно придумать сказку и нарисовать картинку к ней. После этого тот, кто тестирует, проводит диагностику по следующим параметрам:

  • скорость придумывания сказки
  • оригинальность
  • разнообразие героев, образов
  • детализация образов
  • эмоциональность образов.
Дата последнего обновления статьи: 04.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot