Внутригрупповые отношения — это отношения между людьми, которые в рамках организации обладают формальной и неформальной структурой. Их можно определить в качестве социальных статусов сотрудников, включая их позицию в системе формальных отношений, чувства, которые работники испытывают друг к другу при осуществлении совместной деятельности.
Особенности внутригрупповых отношений
В организации сотрудники ведут себя в соответствии с нормами, при этом их эмоциональная и чувственная сфера определяет аспекты восприятия и часто регулирует поведение. Тем не менее, не любые внутригрупповые отношения связаны с чувствами и эмоциями.
Межличностные отношения являются, как правило, случайными или преднамеренными, частными или публичными, длительными или краткими, вербальными или невербальными контактами и связями двух или более человек. Они вызывают взаимные изменения поведения, деятельности, отношений и установок людей, работающих в группах.
Основные признаки внутригрупповых отношений включают:
- Появление внешней в отношении взаимодействующих индивидов цели (ее достижение должно предполагать присутствие групповых усилий);
- Доступность контроля и наблюдения со стороны;
- Признак ситуативности, то есть жесткое регламентирование с помощью конкретных условий деятельности, норм, правил и интенсивности отношений (по этой причине отношения могут стать достаточно изменчивым феноменом);
- Признак рефлексивной многозначности, когда происходит зависимость восприятия отношений от условий осуществления и оценок.
Внутригрупповые отношения — это межличностные отношения людей, в ходе которых появляются субъективные связи. Они возникают в ходе фактического взаимодействия людей и сопровождаются соответствующими эмоциональными и другими переживаниями (например, симпатией и антипатией).
Внутригрупповые отношения могут формироваться не только при прямом взаимодействии и совместной деятельности людей путем воздействия на их ход и результаты. Также они находят проявление благодаря личному отношению к труду, другим людям и самому себе.
Лидеры и аутсайдеры
Различные источники определяют лидера как человека, который мыслит с помощью глобальных категорий и способен предвидеть потенциальные возможности. Этот человек формирует общее видение будущего, способствуя развитию способностей людей.
Лидеры в организациях умеют правильно и эффективно делегировать полномочия, обращая внимание на различия людей и развивая командный подход к работе. У них присутствует чувство партнерства.
Лидер положительно относится к переменам, новым технологиям. Он поощряет конструктивный вызов и стремится к удовлетворению клиентов. Этот сотрудник достигает успехов в борьбе с конкурентами, показывает личные достижения и высокую степень компетенции.
Как правило, лидеры проявляют готовность к совместному руководству, действуют в зависимости от провозглашенных ценностей, однако могут менять их по требованию ситуации.
Аутсайдер отличается от лидера тем, что даже не вступит в борьбу. Такой человек изначально уверен в собственном проигрыше, предпочитая стоять в стороне и наблюдать за другими. В этом случае проявляется не лень, а страх оказаться в центре внимания.
У аутсайдеров главным качеством является застенчивость, которая способна перекрывать все имеющиеся таланты. Часто такие люди проявляют обидчивость и зависть. Они в любых ситуациях находят оправдание и не устают жалеть самих себя.
Положение в группе лидеров и аутсайдеров
Любые внутригрупповые отношения в организации происходят в социальных группах, которые в зависимости от своей структуры часто похожи на некую экосистему, заселённую живыми организмами. Для любого организма в этой системе предусмотрена собственная ниша, а для нормального ее функционирования все ниши должны быть заняты.
Недостаточное количество организмов в одной из ниш, как и их переизбыток в другой, способно угрожать жизни всей экосистемы. По этой причине, когда происходит нарушение баланса в системе, она его сама восполняет или избавляется от избыточных и ненужных организмов.
По аналогии с экосистемой для любой (большой или малой) социальной группы, в которой происходит внутригрупповое взаимодействие, присуще расслоение по нескольким нишам. В пустую нишу участники группы будут стараться кого-то затолкать, а из переполненных ниш кого-то будут исключать. Таким образом, осуществляется восстановление необходимого баланса группы.
Пустующие ниши в компании, как правило, предназначены для аутсайдеров. Здесь нет конкуренции, так как добровольно сюда переходить никто не хочет. Тем не менее, с целью поддержания равновесия коллектив стремится заполнять ее по своему усмотрению.
Аутсайдер чаще всего является человеком, который в чём-то сильно уступает остальным. Если место пока пусто, то вероятнее всего в группу аутсайдеров «отправят» новичка. Аутсайдер чаще всего — это тот, кто приходит в группу последним. Если же ниша к его приходу оказывается занята, то новый человек автоматически переходит в следующую группу.
Во внутригрупповых отношениях в рамках малых социальных групп может быть не один, а несколько аутсайдеров. Чем больше тех людей, на фоне которых оставшиеся участники группы будут ощущать собственное превосходство и значимость, тем лучше для них. Тем не менее, когда очень большое количество аутсайдеров, группа старается ограничить этот круг, перемещая более успешных людей в основную нишу. Это связано с тем, что огромное число аутсайдеров снизит статус группы и сделает её ущербной в собственных глазах.
В социальных системах есть и другие ниши, полярные по своему значению. Например, в рамках организации часто рассматривается ниша лидера. В этой нише существуют свои особенности, поскольку аутсайдеров может быть несколько, а лидер должен быть один. В любой группе есть официальный или неофициальный (формальный или неформальный) лидер. Лидеры и аутсайдеры являются непременными звеньями одной цепи, организмами одной системы.